Дело № 2а-2869/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ижевск | 10 ноября 2017 года |
Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Яхина И.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике к Исламову И.Г. о взыскании обязательных платежей, санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Исламову И.Г. о взыскании обязательных платежей, санкций на общую сумму 7803,43 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и являлся плательщиком страховых взносов. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик прекратил ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по уплате страховых взносов ответчиком надлежащим образом не исполнялась, в связи с чем образовалась недоимка и на имеющуюся задолженность начислены пени. Требования об уплате задолженности ответчиком в добровольном порядке не исполнены. В связи с истечением срока для подачи заявления в суд административный истец просил данный срок восстановить.
10.11.2017 года судьей Ленинского районного суда г.Ижевска вынесено определение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст.ст.291-293 КАС РФ в связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В ходе подготовки по делу административный ответчик возражения в суд не направил, извещен надлежащим образом, почтовый конверт возвратился в суд с отметкой об истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего до 1 января 2017 года, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с ч.8 ст.2 Федерального закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию стразовых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу абз.3 п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего до 1 января 2017 года, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего до 1 января 2017 года, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии со ст.21 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего до 1 января 2017 года, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо)в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРИП административный ответчик Исламов И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов.
Административный истец в исковом заявлении указывает, что административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов осуществлялась ненадлежащим образом.
В адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате:
недоимки в размере 8557,46 рублей,
пени в размере 1292,18 рублей сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств отсутствия обязанности по уплате требуемой суммы либо ее уплаты административным ответчиком не представлено.
Поскольку общая сумма, указанная в требовании, превышает 500 рублей, соответственно, шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании обязательных платежей, санкций начал течь со следующего дня после истечения срока исполнения требования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Последним днем подачи заявления в суд с учетом праздничных (выходных) дней являлся ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока для подачи заявления.
В силу абз.4 п.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 17 постановления от 29 сентября 2015 года N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснил, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». Положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Согласно «Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года) судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
При обращении административного истца с административным исковым заявлением в суд заявлено ходатайство о восстановлении срока.
Между тем, суд считает, что оснований для восстановления срока подачи заявления о взыскании в суд не имеется, поскольку наличие уважительных причин для пропуска срока не усматривается, в ходатайстве либо исковом заявлении каких-либо доводов о наличии таких причин налоговым органом не указано.
Таким образом, административным истцом пропущен срок подачи заявления в суд и оснований для его восстановления не имеется, в связи с этим требования административного истца удовлетворению не подлежат, так как истечение указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике к Исламову И.Г. о взыскании обязательных платежей, санкций на общую сумму 7803,43 рублей оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.
Судья | И.Н. Яхин |