Решение от 01.02.2016 по делу № 2-203/2016 (2-5114/2015;) от 01.12.2015

№ 2-203/2016

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г.Астрахань 1 февраля 2016 года

Советский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Омаровой И.В.,

при секретаре Бабаевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Б.А.М.> к ГУ- Управлению пенсионного фонда России в <адрес> о признании незаконным решения и обязании включить периоды работы в специальный стаж,

у с т а н о в и л:

Истец <Б.А.М.> обратился в суд с иском о признании решения незаконным в части и обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, мотивируя свои требования тем, что <дата> Управлением пенсионного фонда РФ в <адрес> вынесено решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием <данные изъяты> лет специального стажа. Отказ мотивирован тем, что в его индивидуальном лицевом счете не указан код льготной работы, в связи с чем, невозможно включить в подсчет специального стажа период работы в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации <адрес> с <дата> по <дата>. Кроме того, в специальный стаж не включены периоды работы: - с <дата> по <дата> в Аварийно-спасательном отряде Управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> в должностях спасателя 14 разряда, спасателя 15 разряда, спасателя 2 класса; - с <дата> по <дата> в Аварийно-спасательной службе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации <адрес> в должности спасателя 2 класса; - с <дата> по <дата> в МБУ <адрес> «Аварийно-спасательный центр» в должности руководителя дежурной смены <номер>, спасателя 2 класса; - с <дата> по <дата> года в МБУ <адрес> «<данные изъяты>» в должности начальника Аварийно-спасательной службы, спасатель 1 класса, поскольку перечисленные организации являются профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями субъектов Российской Федерации и не входят в организационную структуру МЧС России. Указывает, что не согласен с решением пенсионного фонда, считает его неправомерным, поскольку профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования создаются в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; в органах местного самоуправления по решению органов местного самоуправления. Условия труда спасателей отнесены к особым условиям труда, работе с риском для здоровья и жизни. Аварийно-спасательная служба МБУ <адрес> «<данные изъяты>» и другие службы, подведомственные ГУ МЧС РФ по <адрес> и/или территориальному органу исполнительной власти, проходят аттестацию на подтверждение и повышение квалификации спасателя в ГУ МЧС России по <адрес>. Он имеет образование и необходимые знания, необходимое для исполнения обязанностей спасателя, им выполнялись те же должностные обязанности, что и работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны. Просит признать незаконным решение руководителя УПФР в <адрес> от <дата> <номер> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить ему в специальный стаж работы спасателем вышеуказанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию, с даты обращения за ней.

В судебном заседании истец <Б.А.М.> и его представитель <Ш.Е.П.> поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> <Л.Л.В> в судебном заседании исковые требования не признала.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, копию пенсионного дела <Б.А.М.>, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

В соответствии ст.39 Конституции РФ все граждане имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

До 01 января 2002 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. "л" ст.12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда (ГУ) в <адрес> <номер> от <дата>, <Б.А.М.> отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ.

При этом период его работы с <дата> по <дата> в должности спасателя (врача) в Главном Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> не включен в специальный стаж, в связи с отсутствием в индивидуальном лицевом счете <Б.А.М.> кода льготной работы.

Установлено, что <Б.А.М.> с <дата> по <дата> работал в территориальном аварийно-спасательном отряде «<данные изъяты>» ГУ МЧС администрации <адрес> в должности врача-спасателя, <дата> переведен на должность спасателя (врача) 13 разряда (приказ о назначении <номер> от <дата>, об увольнении <номер>г от <дата>). Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке <номер> <номер> от <дата>.

Из справки, уточняющей особый характер работ, выданной Главным управлением МЧС России по <адрес> от <дата>, следует, что <Б.А.М.> работал полный рабочий день в Территориальном аварийно-спасательном отряде «<данные изъяты>» с <дата> год по <дата> год в качестве врача-спасателя. Отпусков без сохранения заработной платы нет, простоев нет, учебных отпусков нет, работы с сокращенным (неполным) рабочим днем нет.

Согласно сообщению ГКУ АО «<данные изъяты> <данные изъяты>» от <дата> № Б<номер>, подтвердить трудовой стаж за период работы с <дата> по <дата> в ГУ по делам ГО и ЧС Администрации АО не представляется возможным, поскольку документы сданы с <дата> года по <дата> год.

Кроме того, <дата> <Б.А.М.> выдана книжка спасателя <номер> <номер>, содержащей отметки об участии в спасательных работах с <дата> <дата>.

Вместе с тем, Пенсионным фондом включен период работы в той же должности в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> с <дата> по <дата>.

В соответствии со ст.8 Федерального закона <дата> N 27 "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования" обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе. Поскольку факт работы в данный период материалами дела подтвержден, а указанные сведения в отделе персонифицированного учета с льготным кодом отсутствуют не по вине истца, а по вине работодателя, <Б.А.М.> не может быть лишен права на получение пенсии.

Таким образом, суд приходит к обоснованности заявленных исковых требований в части включения <Б.А.М.> в специальный стаж период его работы с <дата> по <дата> в должности спасателя в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>.

Кроме того установлено, что решением Управления Пенсионного фонда (ГУ) в <адрес> <номер> от <дата> в специальный стаж <Б.А.М.> не включены следующие периоды работы:

- с <дата> по <дата> в Аварийно-спасательном отряде Управления по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям <адрес> в должностях спасателя 14 разряда, спасателя 15 разряда, спасателя 2 класса;

- с <дата> по <дата> в Аварийно-спасательной службе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации <адрес> в должности спасателя 2 класса;

- с <дата> по <дата> в МБУ <адрес> «<данные изъяты>» в должности руководителя дежурной смены <номер>, спасателя 2 класса (в том числе <дата> по <дата> года в МБУ <адрес> «<данные изъяты>» в должности начальника Аварийно-спасательной службы, спасатель 1 класса.), поскольку перечисленные организации являются профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями субъектов Российской Федерации и не входят в организационную структуру МЧС России.

Согласно подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.

В соответствии с п.2 ст.27 того же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 01 января 2002 года законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.

Положениями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Так, в силу подп. "д" п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подп. "е" п.2 ст.11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Согласно трудовой книжки <Б.А.М.>, он работал с <дата> по <дата> в Аварийно-спасательном отряде Управления по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям <адрес> в должностях спасателя 14 разряда, спасателя 15 разряда, спасателя 2 класса (приказ о принятии от <дата> <номер>, об увольнении от <дата> <номер>;)

- с <дата> по <дата> в Аварийно-спасательной службе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации <адрес> в должности спасателя 2 класса (приказ о принятии на работу от <дата> <номер>, об увольнении от <дата>)

- с <дата> по <дата> в МБУ <адрес> «<данные изъяты>» в должности руководителя дежурной смены <номер>, спасателя 2 класса (приказ о принятии <номер> п.<номер> от <дата>, переведен согласно приказу <номер>-к от <дата> на должность начальника Аварийно-спасательной службы, спасатель 1 класса.

Согласно выписке из Приказа начальника управления по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций <адрес> <номер> от <дата> <номер>, Управление по делам ГО и ЧС <адрес> реорганизовано в Управление по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций <адрес>.

Из Положения об управлении по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций <адрес>, утвержденного постановлением мэра города от <дата> <номер>-м, следует, что руководство деятельностью Управления осуществляет глава МО «<адрес>».

Из Устава МБУ <адрес> «<данные изъяты>», утвержденного постановлением администрации <адрес> от <дата> <номер> следует, что учредителем МБУ является администрация МО «<адрес>».

Как следует из представленных документов, Аварийно-спасательная служба, в которой истец работал <дата> по <дата>, являлась подразделением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации <адрес>.

Таким образом, организации в которых истце осуществлял трудовую деятельность: Аварийно-спасательной отряд Управления по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям <адрес>, Аварийно-спасательная служба Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации <адрес>, МБУ <адрес> «<данные изъяты>», не являются структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Как указывалось ранее, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее <данные изъяты> в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, периодов работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

Доводы истца и его представителя о том, что законодательством закреплены единые обязательные требования к профессиональным аварийно-спасательным службам и не определяют каких-либо различий в правовом статусе спасателей в зависимости от их ведомственной принадлежности; <Б.А.М.> является аттестованным спасателем профессиональной аварийно-спасательной службы, суд считает несостоятельными ввиду вышеприведенных правовых норм, в совокупности с исследованными доказательствами по делу. Согласно п.6 ст. 1 ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

С учетом отказа в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика включить в специальный стаж истца указанные выше спорные периоды работы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, то есть с <дата>, ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░ <░░░░> <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ <░.░.░.> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ <░.░.░.> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

2-203/2016 (2-5114/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Болтов А.М.
Ответчики
УПФР (ГУ) в Советском районе г.Астрахани
Суд
Советский районный суд г. Астрахань
Дело на сайте суда
sovetsky.ast.sudrf.ru
01.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2015Передача материалов судье
02.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.12.2015Предварительное судебное заседание
21.01.2016Судебное заседание
01.02.2016Судебное заседание
01.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее