Дело №2-7237/2015
Решение
Именем Российской Федерации
«22» декабря 2015 года г.Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Карнеевой Е.К., при секретаре Грачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манжос Е.М., М.Д. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
Установил:
Манжос Н.М, действующая в том числе в интересах несовершеннолетней М.Д., обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ей и ее дочери М.Д., на праве собственности по 1/2 доле в праве принадлежал дом, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данный населенный пункт находится на территории зоны радиоактивного заражения - в зоне отселения. В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Истец обратилась в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с заявлением о выплате ей и дочери компенсации. Ими получен письменный ответ от 1 июня 2013 года № 5450, из которого следует, что комиссией Департамента по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение о выплате компенсации за имущество, расположенное по адресу: <адрес>. После этого она обратилась в орган местного самоуправления по месту нахождения имущества с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество. Представила справку в отдел зашиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию при Департаменте о передаче утраченного имущества органам местного самоуправления. Однако компенсацию до настоящего времени они не получили. В результате бездействия Департамента у неё нет ни денег за утраченное имущество, ни самого имущества. На основании изложенного, истец, с учетом уточнений, просила суд признать бездействие Департамента строительства и архитектуры Брянской области, выразившееся в отказе от включения Манжос Е.М. и М.Д. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на ЧАЭС и непредставлении указанных списков в УФК по Брянской области для производства выплат незаконным; понудить Департамент строительства архитектуры Брянской области включить Манжос Е.М. и М.Д. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес> в размере <...> за счет федерального бюджета.
Истец в судебное заседание не явилась, в адрес суда возвращены конверты с отметкой: «Отсутствие адресата по указанному адресу».
Представители истца по доверенности Кардаш К.Е. и Эстрин Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом их уточнений.
Представитель ответчика – Департамента строительства и архитектуры по Брянской области по доверенности Толстопятов В.А. возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - УФСП Брянской области филиала ФГУП «Почта России» по доверенности Нуждов А.А. оставил вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда пояснив, что деньги на имя истца через почту не перечислялись.
Представители 3-х лиц Управления федерального казначейства по Брянской области, администрации г.Новозыбкова Брянской области, Правительства Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Манжос Е.М. и ее несовершеннолетней дочери М.Д. на праве собственности по 1/2 доле в праве принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанное домовладение возникло у истца и её дочери на основании свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом Новозыбкового нотариального округа Брянской области Т. от <дата> после смерти супруга истца М.В., умершего <дата>, право собственности которого возникло в силу договора купли-продажи от <дата>, акта приема-передачи недвижимости от <дата> и свидетельства о государственной регистрации права от <дата>
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», населенный пункт – г.Новозыбков Брянской области, на момент возникновения спорных правоотношений, был отнесен к зоне отселения.
В силу п.6 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 02.07.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Для получения денежной компенсации за утраченное имущество – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, истец обратилась с заявлением в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.
Письмом от 01.06.2013 года Департамент строительства и архитектуры Брянской области уведомил истца о принятом решении о выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес> после отказа от права собственности и передачи имущества уполномоченному органу местного самоуправления.
Письмом от 25.07.2013 г. Департамент строительства и архитектуры Брянской области уведомил Монжос Е.М. о приостановлении решения комиссии (протокол №... от <дата>) в связи со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №154-ФЗ от 02.07.2013 г.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией (п.4 в ед. Федерального закона от 02.07.2013 г. №154-ФЗ).
В силу ст.4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действия акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В этой связи при рассмотрения иска о признании права по получение компенсации, по делу подлежат применению положения закона, действующие на момент принятия судом решения.
На период возникновения спорных правоотношений (2013 г.) действовало Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 года №869, котором были утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п.2 названные Правила распространялись на граждан, указанных в п.6 и п.11 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации. В силу п.6 Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложена на Орган исполнительной власти субъекта РФ, который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.
Постановлением администрации Брянской области от 29.12.2006г. №860 утверждено Положение о комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому обязанность по рассмотрению заявлений на получение компенсаций за утраченное имущество и принятие решений о выплате компенсаций была возложена на комиссию администрации Брянской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществлялось за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).
Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносило соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8).
Территориальные органы Федерального казначейства производили перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляли получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8).
Постановлением администрации Брянской области от 29 декабря 2006 г. №860 было утверждено Положение о комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п.п. 1 и 2 данного Положения именно на комиссию администрации области была возложена обязанность по рассмотрению заявлений на получение компенсаций за утраченное имущество и принятии решений о выплате компенсаций, а в соответствии с п.4 Положения Губернатор области подписывал распоряжение на получение гражданами компенсации.
Постановлением администрации Брянской области от 14 мая 2010 года №476 ликвидировано управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, упразднив его в качестве исполнительного органа государственной власти Брянской области до 15 сентября 2010 года включительно.
Согласно п.1 Постановления администрации Брянской области от 23 июля 2010 года №738 Департаменту по строительству Брянской области переданы функции управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области в сфере защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию.
В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области №224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.
Письма Департамента строительства и архитектуры Брянской области, на которые ссылается истец, носят рекомендательный характер, окончательное решение о выплате компенсации за утраченное имущество гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС принимается Губернатором Брянской области, который своим Распоряжением утверждает соответствующие списки граждан на получение единовременной денежной выплаты.
Монжос Е.М. в списки граждан на получение единовременной денежной выплаты материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС никогда не включалась, что подтверждается ответом УФК по Брянской области от 31.10.2014 г. в адрес истца.
На основании изложенного заявленные истцом требования о признании бездействия Департамента строительства и архитектуры Брянской области, выразившееся в отказе от включения истца в соответствующие списки не подлежит удовлетворению.
Согласно действующему законодательству, право на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества имеют граждане, указанные в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 (в ред. от 02.07.2013 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за имущество, включающее стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшееся у них на состоянию на 1 января 1994 года.
Из материалов дела следует, что сдаваемое истцом имущество было приобретено супругом истицы в 2007 г. на основании договора купли-продажи, соответственно не принадлежало истцу и ее семье по состоянию на 01.01.1994 г., соответственно не может рассматриваться как утраченное для истца в связи с радиационным воздействием.
При таких обстоятельствах, оснований для понуждения Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить истца и ее дочь в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>, не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Манжос Е.М. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 22.12.2015 ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:18.01.2016 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░