Решение по делу № 2а-5245/2018 ~ М-5399/2018 от 06.11.2018

Дело №2а-5245/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 28 ноября 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Конышева К.Е.,

при секретаре Дисюк М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михальского Владислава Антоновича к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Михальский В.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просил признать незаконным решение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы».

В обоснование заявленных требований указано, что истец является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В настоящее время проживает в квартире знакомой Гордеевой Е.В., своего жилого помещения ни в собственности ни по договору социального найма не имеет. Ответчик письмом от <данные изъяты> отказал в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как он не является малоимущим. Однако обеспечение граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, жилыми помещениями осуществляется только в зависимости от одного критерия – это нуждаемость в улучшении жилищных условий. Действующее законодательство не содержит для этой категории граждан такое требование, как признание их малоимущими.

В судебном заседании истец и его представитель Архипов А.А. поддержали заявленные требования, дали пояснения, аналогично изложенные в иске.

Представитель ответчика Часновский Д.В. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указал, что отсутствие у истца статуса малоимущего являлось единственным основанием для отказа, с учетом представленных документов иных препятствий к постановке на учет не имеется.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы данного дела, а также материалы административного дела №2а-3889/2018, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1. ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.9 ст.226 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами являются следующие: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1) и 2) возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3) и 4) – на административного ответчика (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Положениями ч.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судом установлено, что Михальский В.А. относится к категории лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подп. «в» п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от <данные изъяты>,что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты>

По смыслу п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел: в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах.

Согласно п.2 данного Постановления лицам, указанным в подп.«а»-«г» п.1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.1-14 ч.1 ст.14, ст.24, п.2 ч.3 ст.27.1, ч.1. ст.30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также ч.1 и 2 ст.39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

Согласно п.2 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Таким образом, гражданам из подразделений особого риска, к которым относится административный истец, гарантируется обеспечение жилой площадью при условии признания их в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

<данные изъяты> Михальский В.А. обратился в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В ответ на указанное заявление администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» в письме от <данные изъяты> сообщила, что в силу ч.4 ст.2 Закона Республики Марий Эл «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» от <данные изъяты> истец не может быть признан малоимущим, так как размер возможных денежных накоплений, приходящихся на Михальского В.А. за определенный период накопления (10 лет), превышает среднюю рыночную стоимость жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем ему отказано в признании малоимущим в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ч.3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (ч.4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (ч.5).

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.6).

В силу ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ч.3 ст.54 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что административный истец не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, какое-либо жилое помещение в его собственности отсутствует, он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: г.Йошкар-Ола, бул.Победы, д.14, кв.35, данное жилое помещение площадью 26.8 кв.м, принадлежит на праве собственности Гордеевой Е.В., членом семьи которой истец не является в родственных отношениях не состоит, в квартире помимо истца также зарегистрированы двое человек.

Согласно ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу двенадцатому раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (в настоящее время, с учетом Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 №1710 – Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации – граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

При этом действующим правовым регулированием не предусмотрено, что для принятия на учет нуждающихся качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий лица указанной категории должны быть признаны малоимущими, наличие у указанных лиц статуса малоимущего правового значения при реализации прав, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1, правового значения не имеет.

При таких обстоятельствах отказ в постановке на учет на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях согласно постановлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты>, по основаниям, изложенным в письме администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты>, является незаконным, иск подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса.

При обращении в суд с административным исковым заявлением исцтом понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., в силу приведенной процессуальной нормы данная сумма подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административный иск Михальского Владислава Антоновича к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения, возложении обязанности осуществить постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать за Михальским Владиславом Антоновичем право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Признать незаконным решение об отказе Михальскому Владиславу Антоновичу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях согласно постановлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты>.

Возложить обязанность на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» поставить Михальского Владислава Антоновича на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

Взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Михальского Владислава Антоновича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е.Конышев

Мотивированное решение составлено 03.12.2018.

2а-5245/2018 ~ М-5399/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михальский Владислав Антонович
Ответчики
Администрация ГО "Город Йошкар-ола"
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Конышев Константин Евгеньевич
07.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2018[Адм.] Судебное заседание
03.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее