г. Новочеркасск 19 ноября 2013 года
Новочеркасский городской суд Ростовской области
в составе судьи Косенко Ю.Л.,
при секретаре Головиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимовой Е.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л.
Герасимова Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Новочеркасске, указав, что решением ГУ-УПФ РФ в г.Новочеркасске (решение и протокол № от <дата> года) ей было отказано в назначении <данные изъяты>, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия документального подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности, при этом, УПФ РФ засчитано в выслугу лет <дата>, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> отпуске по уходу за ребёнком засчитаны ответчиком по фактической продолжительности, а не в льготном исчислении - как один год работы за один год и шесть месяцев такой работы. Не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> <дата> по <дата> с <дата> по <дата> - <данные изъяты> Кроме того, период с <дата> по <дата> - нахождение в отпуске по уходу за ребёнком ей не засчитан в специальный и страховой стаж.
Считает, что отказ в назначении пенсии является неправомерным, поскольку она проработала более 30 лет <данные изъяты> палатной хирургического отделения <данные изъяты> просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Новочеркасске назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья с <дата>., то есть с момента её обращения в ГУ УПФ РФ в г. Новочеркасске.
Истица Герасимова Е. А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, ссылаясь на доводы изложенные в иске.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г.Новочеркасске Омельченко И.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, обозрев материалы макета пенсионного дела Герасимовой Е.А., суд считает исковые требования Герасимовой Е. А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Герасимова Е.А. с <дата>. по настоящее время работает <данные изъяты> палатной хирургического отделения <данные изъяты> <дата>. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Новочеркасске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной пп.20 п. 1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ. Решением ГУ-УПФ РФ в г.Новочеркасске (решение и протокол №82 от 13.06.2013 года) истице было отказано в назначении досрочной пенсии, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 вышеуказанного закона из-за отсутствия документального подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности, при этом, УПФ РФ засчитано в выслугу лет <дата>, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> <дата> в отпуске по уходу за ребёнком засчитаны ответчиком по фактической продолжительности, а не в льготном исчислении - как один год работы за один год и шесть месяцев такой работы. Не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> - <данные изъяты> на 0,5 ставки хирургического отделения <данные изъяты> Кроме того, период с <дата> по <дата> - нахождение в отпуске по уходу за ребёнком не засчитан Герасимовой Е.А. в специальный и страховой стаж.
Одним из условий для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ ""О трудовых пенсиях в РФ"" для Герасимовой Е.А. является наличие специального трудового стажа не менее 30 лет.
В соответствии с нормативными актами: Список должностей и учреждении здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических Учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 1 ноября 1999г., а после указанной даты постановление Правительства РФ от 22.10.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», право на льготное исчисление стажа, предоставлено медицинскому персоналу, осуществляющему работу в определенных должностях в отделении анестезиологии-реанимации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Разъяснения Минтруда и соцразвития РФ от 17 октября 2003 г. N 4 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" «При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066 «Об УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В ВЫСЛУГУ, ДАЮЩУЮ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В СВЯЗИ С ЛЕЧЕБНОЙ И ИНОЙ РАБОТОЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В СВЯЗИ С ЛЕЧЕБНОЙ И ИНОЙ РАБОТОЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» было установлено, что «в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления».
Суд приходит к выводу, что периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет, ответчиком неправомерно исчислены по фактической продолжительности, а не в льготном исчислении - как один год работы за один год и шесть месяцев такой работы, тогда как период с <дата> по <дата> отпуск по уходу за ребёнком правомерно не засчитан ответчиком в специальный и страховой стаж.
Суд не может признать обоснованным довод ответчика об иной правовой природе отпуска по беременности и родам, отличной от других периодов временной нетрудоспособности, поскольку основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, листок нетрудоспособности. В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорный период подлежащим включению в стаж, как период временной нетрудоспособности. В связи с чем, данный период, как и любой другой период нетрудоспособности, должен быть исчислен с применением льготного порядка исчисления.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции до 25.09.1992 г. «По желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством». Отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности до момента отмены данной правовой нормы, то есть до 05.10.1992 г. включительно. С 06.10.1992 г. в ст.167 КЗоТ РСФСР были внесены дополнения «кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях».
С учётом изложенного, периоды времени с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> подлежат исчислению ответчиком с применением льготного порядка - как один год работы за один год и шесть месяцев такой работы.
Что касается периода с <дата> по <дата>, суд соглашается с позицией ответчика о невозможности включения его в специальный и страховой стаж, поскольку в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях может быть включён только период отпуска женщины по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет до <дата>
Также суд приходит к выводу о том, что период работы с <дата> по <дата> <данные изъяты> палатной на 0,5 ставки хирургического отделения <данные изъяты> правомерно не засчитан УПФ РФ в специальный стаж Герасименко Е.А., поскольку периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с <дата> года, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Между тем, в указанный период она работала на 0,5 ставки, что подтверждается справкой уточняющей особый характер труда <данные изъяты>» № от <дата>. и выпиской из лицевого счёта застрахованного лица, имеющихся в макете пенсионного дела Герасимовой Е.А
В отношении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд пришёл к выводу о неправомерности их исключения ответчиком из специального стажа истицы.
В соответствии со статьей 187 ТК Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Представителем ответчика факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в спорные периоды не оспаривался, в связи с чем, суд исходит из того, что за Герасименко Е.А. сохранялся средний заработок в периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата> с <дата> <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом вывода суда о том, что выше указанные периоды работы Герасимовой Е.А. подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», между тем права на досрочную трудовую пенсию истица не имеет, в связи с отсутствием требуемого стажа. Между тем, суд приходит к выводу о необходимости включения указанных периодов в специальный стаж, поскольку отказ во включении отдельных периодов работы в специальный стаж и, как следствие уменьшение данного стажа, нарушает право гражданина, претендующего на досрочное назначение трудовой пенсии, на получение достоверной информации о том, когда это право возникнет, с тем, чтобы гражданин имел возможность своевременно обратиться за назначением пенсии, тем самым реализовав своё право на пенсионное обеспечение.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░░ № ░░ <░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.20 ░. 1 ░░. 27 ░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░» ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░: ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ <░░░░> ░░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░: ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ <░░░░> ░░ <░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.11. 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░