2-1627/2016
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 16 мая 2016 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Акимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области ФИО8 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального образования город <данные изъяты> обратилась в суд с исковыми заявлениями к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области и СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области ФИО8 об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указывая, что решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года на администрацию возложена обязанность предоставить Ивлеву И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям в соответствии с установленной нормой предоставления жилья.
ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО8 на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным <данные изъяты> районным судом Оренбургской области, возбуждено исполнительное производство №№. Установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено администрации и получено ДД.ММ.ГГГГ года.
Фактически исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ года, Ивлеву И.Ю. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по договору найма № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ года с администрации взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
Просит освободить администрацию МО город <данные изъяты> от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству№№ от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку наложение взыскания в виде исполнительского сбора является незаконным, так как имелись уважительные причины, по которым исполнить требования в установленный пятидневный срок администрация не могла.Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен о дне судебного заседания надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года и СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области ФИО8, извещенные о времени судебного заседания надлежащим образом в суд не явились, в заявлении просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении требований истцу отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
В письменном отзыве представитель ответчика указывает на то, что должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - пять дней с момента получения постановления, копия была получена истцом ДД.ММ.ГГГГ года. Учитывая, что исполнительные документы не исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Доказательства невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличие у администрации МО город <данные изъяты> препятствий по выполнению установленных требований закона и принятию им всевозможных мер для их соблюдения, заявителем не представлено. Полагает, что истец не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего и своевременного исполнения исполнительного документа.
Заинтересованные лица представитель <данные изъяты> межрайонной прокуратуры и Ивлев И.Ю. в судебное заседание не явились, извещены о дне судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Администрации муниципального образования город <данные изъяты> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.11, 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.
Частями 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя овозбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Частью 2 ст.112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из материалов дела следует, что на основании решения <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года на Администрацию МО город <данные изъяты> за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области была возложена обязанность предоставить Ивлеву И.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям в соответствии с установленной нормой предоставления жилья.
На основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным <данные изъяты> районным судом Оренбургской области, судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года было возбуждено исполнительное производство №№, в нем был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа о предоставлении Ивлеву И.Ю. жилья. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств подлежит взысканию исполнительский сбор.
Это постановление истцом было получено ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено штампом входящей корреспонденции на копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствие с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины внарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.
В судебном заседании установлено, что полномочия администрации по обеспечению жильем нуждающихся категорий граждан связаны с выделением денежных средств из областного бюджета в порядке субвенций, объем которых, предусмотренный Законом Оренбургской области от 10.12.2013 № 2070/574-V-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04. 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимые для проведения конкурсных процедур в целях исполнения решения суда по приобретению жилого помещения, превышают пятидневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения обязательства.
С учетом п.6 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 года № 1015-п(в редакции от 12.11.2014 года),формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства муниципального жилья или приобретение жилья в муниципальную собственность.
После оформления жилого помещения в муниципальную собственность принимается решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, предназначенный для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с п. 11 Правил.
С января 2014 года администрацией неоднократно проводились мероприятия по проведению открытых аукционов по приобретению объектов недвижимости на вторичном рынке жилья в муниципальную собственность для дальнейшего обеспечения жильем отдельных категорий граждан по договору социального найма.
По результатам проведенных аукционов был заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве квартир в многоквартирных домах между администрацией МО город <данные изъяты> и ООО «СтройКонтракт», в том числе и квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года №№ по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Пунктом 1.2 данного контракта был предусмотрен срок передачи квартиры не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. Право заказчика на квартиру возникает после ее государственной регистрации.
Квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. передана заказчику ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено передаточным актом.
По данным свидетельства о государственной регистрации права серия № установлено, что муниципальной собственностью квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. стала с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании постановления Администрации МО город <данные изъяты> №№ от ДД.ММ.ГГГГ года Ивлеву И.Ю. была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. С Ивлевым И.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года заключен договор социального найма на указанное жилое помещение.
Копия данного постановления и договора социального найма была получена судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено штампом входящей корреспонденции на препроводительном письме данных документов, направленных Администрацией МО город <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ года исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ года окончено фактическим исполнением.
На основании постановления судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ года с администрации МО город <данные изъяты> взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
Суд принимает во внимание то, что решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года не установлен конкретный срок его исполнения. Также надлежит учитывать, что приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сроки государственной регистрации недвижимого имущества, составляют более пяти дней, в течении которых истцу было предложено исполнить решение в добровольном порядке.Администрацией города Бугуруслана проведена определенная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц.
Кроме того, ч.2 ст.92, ч.1 ст. 99 ЖК РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения. Также надлежит учитывать сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ года в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Оценив представленные доказательства суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении решения <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, приходит к выводу, что истцом принимались меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,по договору найма специализированного жилого помещения,исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.
В связи с изложенным, исковые требования администрации МО город <данные изъяты> об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного с администрации на основании постановления СПИ МОСП по ИОИП от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации муниципального образования город <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области ФИО8 об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования город <данные изъяты> от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного с администрации муниципального образования город <данные изъяты> на основании постановления СПИ МОСП по ИОИП ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству №№ от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнению решения <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года, которым на администрацию возложена обязанность предоставить Ивлеву И.Ю. по договору социального найма на территории города <данные изъяты> Оренбургской области благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Бахтиярова Т.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2016 года
(21-22 мая выходные)
Судья Бахтиярова Т.С.
Вступило в законную силу 24.08.2016г.