дело № 2-933/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 07 октября 2014 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Бурловой И.П.,
при секретаре Калининой С.Ю.,
с участием прокурора ФИО6,
представителя ответчика администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области в лице ФИО8, действующей по доверенности № от 30.01.2014, выданной сроком до 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района Ленинградской области в интересах ФИО1 к администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился в Волосовский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО1, 1991 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО3 и ФИО2 умерли. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на 07.07.2014, утвержденному председателем Комитета образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район, закрепленное за ФИО1 жилое помещение непригодно для проживания. В соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма специализированного жилого помещения в 2014 году. Считает, что ФИО1, как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которое должно быть предоставлено ему администрацией МО Волосовский муниципальный район, однако до настоящего времени ФИО1жилым помещением не обеспечен.
Определением Волосовского районного суда от 15.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 (л.д. 37).
В настоящем судебном заседании прокурор ФИО7, поддержав исковые требования к администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, отказалась от части иска к Правительству Ленинградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.
Судом разъяснены последствия принятия отказа от части иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.
Определением суда от 07.10.2014 производство в части исковых требований об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение к ответчику - Правительству Ленинградской области прекращено в связи с отказом в этой части иска прокурора.
Представитель ответчика администрация МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области ФИО8 в судебном заседании иск признала в полном объеме.
Судом ответчику разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39,173 ГПК РФ.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, на его номер мобильного телефона направлено СМС-сообщение (л.д. 40)
При изложенных обстоятельствах в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.
Выслушав пояснения сторон, оценив собранные по делу доказательства и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" определены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе - по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеназванного Областного закона при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на получение от органов государственной власти Ленинградской области материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 22.07.2011, мать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 25).
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на 07.07.2014, утвержденного председателем Комитета образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район, основанием для возникновения права на обеспечение жилым помещением ФИО1 является закрепленное за ним жилое помещение, непригодное для проживания (л.д. 49-62), что подтверждается заключением № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (л.д. 13-14).
Согласно справке формы № ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с сестрой, братом и племянниками (л.д. 17).
Данные обстоятельства объективно подтверждаются пояснениями сторон, и письменными материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, сомнений у суда не вызывают, а потому суд считает их достоверно установленными и доверяет им.
ФИО1 обратился в Сектор по опеке и попечительству Комитета образования администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 11). В том же году он был принят на соответствующий учет.
Поскольку его право на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещениям было реализовано ФИО1 до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как указано выше, в судебном заседании ответчик требования истца признала, данное признание ответчиком иска суд принимает в соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, поскольку оно не противоречит закону, обстоятельствам дела и не нарушает прав ответчика и иных лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право на обеспечение жилым помещениям было реализовано ФИО1 до момента вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, суд приходит к выводу о применении к возникшим правоотношениям положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области".
Оценивая указанные выше фактические обстоятельства дела, суд, с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих возникшие спорные правоотношения и представленных по делу доказательств, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Волосовского района Ленинградской области, предъявленных в защиту интересов ФИО1, поскольку ФИО1, не имеющий в собственности жилого помещения, должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С 2011 года администрация МО Волосовский муниципальный район наделена отдельными государственными полномочиями в силу Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011г. №47-оз, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по обеспечению ФИО1 жилым помещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области удовлетворить.
Обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленных социальных норм, расположенное в Волосовском муниципальном Ленинградской области, за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: