Решение по делу № 33-15168/2018 от 17.08.2018

Судья: Агрба Д.А      дело № 33-15168/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2018 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей: Маримова В.П., Шамрай М.С.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова С.В. к УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о нарушении пенсионных прав, по апелляционной жалобе Кузнецова С.В. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 июня 2018 года.

Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия

установила:

Кузнецов С.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о нарушении пенсионных прав, указав в обоснование требований, что 26.07.2017г. он заблаговременно подал документы в УПФ РФ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону для назначения ему пенсии в соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 20.04.2018г. представил недостающий документ об образовании и заявление о назначении пенсии. Право на назначение пенсии у него возникло 30.04.2018г., однако пенсия, в установленные законом сроки ему не была назначена, что лишило его и членов его семьи права на получение льгот.

Полагая, что действиями ответчика нарушены его пенсионные права, истец просил суд признать действия ответчика незаконными и обязать назначить пенсию Кузнецову С.В. с 30.04.2018г.

Решением Октябрьского районного суда от 28 июня 2018г. исковые требования Кузнецова С.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Кузнецов С.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм процессуального права выразившихся в том, что по делу не была проведена подготовка, не вынесено соответствующее определение, не проведено предварительное судебное заседание. Также, по мнению апеллянта, нарушены нормы материального права, поскольку любые ссылки на Федеральный закон от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» некорректны, так как на рассматриваемые правоотношения положения данного закона не распространяются.

Не соглашаясь с выводами суда, апеллянт указывает, что сведения о размере его заработка должны быть в распоряжении ответчика, поэтому не назначение ему пенсии в течение 3-х месяцев незаконно.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается отслеживанием о движении почтового отправления по имеющемуся в материалах дела почтовому идентификатору (л.д.53).

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Общеустановленный пенсионный возраст в соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (с 01.01.2015г. действует Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12 2013г. 400-ФЗ п.1 ст.8).

В соответствии с п.1, 2 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федераций", в связи с введением в действие Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N400-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка, пенсионных прав: застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей, статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Из пунктов 3, 4 статьи 30 указанного Закона следует, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 17декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федераций" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.    

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что необходимые для назначения перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он, должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с положениями ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, настоящего Федерального закона. Части 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Из содержания ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что заявление о назначении страховой пенсий, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом- осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного, вида страховой пенсии на другой, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В пункте 6 указанного Перечня установлено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".

Документом, подтверждающим периоды работы до регистрации, гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца, что следует из п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено законодателем наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Как следует из материалов дела, 20.04.2018г. Кузнецов С.В. обратился в УПФ РФ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении пенсии, указав, что при назначении пенсии необходимо учесть его заработную плату за 60 месяцев по наиболее выгодному варианту расчета, приложив трудовую книжку, военный билет и диплом об образовании (л.д.10-11), справку о заработке Кузнецов С.В. не представил.

Вместе с тем, наличие записей в трудовой книжке о принятии на работу и об увольнении истца не является надлежащим подтверждением факта выполнения истцом работы по трудовому договору, поскольку ни трудового договора, ни приказов о приеме на работу и увольнении, ни ведомостей о получении заработной платы истцом не представлялись.

В целях подтверждения факта работы Кузнецова С.В. и истребования сведений о его заработной плате УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону были направлены соответствующие запросы: в ОПФР по Волгоградской области, «ЦА МО РФ», ОАО «Донской табак», в УПФР в Железнодорожном районе г.Самары, УПФР в Георгиевском районе Ставропольского края.

Ответы на запросы на момент обращения истца в суд, не поступили, пенсия истцу не назначена с 30.04.2018г.

Полагая, что действиями ответчика по не назначению ему пенсии с 30.04.2018г. нарушены его пенсионные права, истец обратился в суд.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается нарушение ответчиком пенсионных прав истца. Поскольку истцом не представлены справки, отражающие его фактический индивидуальный заработок за соответствующие периоды, у пенсионного органа отсутствовала возможность для принятия решения о назначении истцу пенсии с 30.04.2018г., запросы в иные пенсионные органы и организации ответчиком была направлены правомерно в рамках предоставленных полномочий. При наличии у истца справок, подтверждающих размер его заработка, он вправе предоставить их не позднее, чем через три месяца со дня регистрации заявления.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, принимая во внимание следующие обстоятельства.

Согласно п.2 ст.18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федераций" и п.2 ст.24 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящими органами, архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389 ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноябри 2001г., в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов до оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.    

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество, отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Таким образом, для назначения пенсии истцу по наиболее выгодному варианту необходимы документы, бесспорно и однозначно подтверждающие конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.

Какие-либо усредненные показатели – средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.

Доводы апелляционной жалобы истца, направленные на оспаривание выводов суда судебной коллегией отклоняются, поскольку при подаче заявления о назначении пенсии 20.04.2018г. Кузнецов С.В. просил назначить пенсию по представленным им документам и был ознакомлен о предусмотренном законом 3-х месячном сроке ожидания недостающих документов (л.д.10-11).

В силу того, что представленных истцом документов оказалось явно недостаточно для принятия решения о назначении пенсии, УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону были направлены соответствующие вопросы в целях подтверждения факта работы истца и получения сведений о его заработной плате. Реализуя полномочия, предоставленные ст.21 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону приостановил срок рассмотрения заявления до представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца, ответы на соответствующие запросы не были получены в установленный 3-х месячный срок.

При указанных обстоятельствах, оснований для утверждения о том, что ответчиком были нарушены пенсионные права истца, не имеется, все действия ответчика произведены им в рамках предоставленных ему законом полномочий, о порядке реализации которых истцу были даны соответствующие разъяснения.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.09.2018г.

33-15168/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузнецов С.В.
Ответчики
Управление пенсиолнного фонда в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Маримов Валерий Петрович
28.08.2018Судебное заседание
07.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее