Дело № 2-103/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2015 года с. Целинное
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Дильмана В.В.,
при секретаре Куликовой С.А.,
истца – помощника прокурора Целинного района Федорищева Р.И.,
представителя ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» - Юдиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района к ОАО «Алтайкрайэнерго» о признании действий по не направлению платежных документов для оплаты электроэнергии незаконными и о возложении обязанности ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района обратился в суд с иском ОАО «Алтайкрайэнерго» о признании действий по не направлению платежных документов для оплаты электроэнергии незаконными и о возложении обязанности ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета. В обоснование иска указав, что на территории Целинного района Алтайского края имеются многоквартирные дома <номер> по <адрес> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>
При этом, управление домами по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> осуществляется <данные изъяты> домом по <адрес> - <данные изъяты>
Ресурсоснабжающей организацией - ОАО «Алтайкрайэнерго» вышеуказанные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, согласно актам приемки данные приборы приняты в качестве расчетных. Акты приемки общедомовых приборов учета электроэнергии домов <номер>, по <адрес>, по <адрес> составлены <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>.
Акты приемки общедомового прибора учета электроэнергии домов <номер> по <адрес> составлены <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес>, <номер> <адрес>, <номер> <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>, <номер> по <адрес> - <дата>.
Согласно п. 8 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010г. N 149, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать условие о порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п. 4 указанного Порядка, договор заключается в простой письменной форме.
Договоры, регулирующие условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов установленные в вышеуказанных домах, между ОАО «Алтайкрайэнерго» <данные изъяты> <данные изъяты> а также собственниками домов <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес> не заключались.
Также, согласно представленным документам, между <данные изъяты> <данные изъяты> собственниками домов по <адрес>, <адрес>, <адрес> и <данные изъяты> заключен договор обслуживания, в соответствии с которым функции по приемке оборудования, в т.ч. общедомовых приборов учета, ООО «Бийская управляющая компания» не переданы.
Однако согласно актам приемки общедомового прибора учета электроэнергии домов <номер> по <адрес> от <дата>., <номер> по <адрес> от <дата>., <номер> по <адрес> от <дата>., <номер> по <адрес> от <дата>., <номер> по <адрес>, <номер> <адрес>, <номер> <адрес> от <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>. представителем потребителя, который принял электросчетчик, являлась диспетчер <данные изъяты> ФИО1.
Акты приемки общедомовых приборов учета электроэнергии по домам <номер> по <адрес>, <номер>, по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес> от имени представителя потребителя подписаны «начальником отделения» ФИО2
Согласно п. 81(3) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
Согласно п. 81 (6) Правил, по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки.
Согласно п. 81(7) акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, приборы учета электроэнергии, поступившей на общедомовые нужды, установленные в домах <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес> в <адрес> введены в эксплуатацию в нарушение установленного законом порядка.
При этом, на основании данных приборов учета собственникам жилых помещений указанных домов Бийским отделением ОАО «Алтайкрайэнерго» за период с <дата> по <дата> года произведен расчет и начисление потребленной электроэнергии на общедомовые нужды путем разницы между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета, после чего произведен расчет потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, и потребителям выставлены счета на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за указанный период.
Кроме этого, согласно ст. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домов и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В нарушение указанных норм, ни ООО «<данные изъяты>», ни Бийское отделение ОАО «Алтайкрайэнерго» в период с <дата>. по <дата>. платежные документы для оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, жителям указанная домов не предоставляли, в связи с чем, нарушены права потребителей на информацию о количестве и цене за оказанную услугу, а также на своевременную и доступную оплату потребленного коммунального ресурса.
При этом, нарушение договорных обязательств между Бийским отделением ОАО «Алтайкрайэнерго» и ФГУП «<данные изъяты>» по направлению платежных документов с указанием начислений на общедомовые нужды не влияет на права граждан и обязанности исполнители
После неоднократных уточнений исковых требований прокурор просит: 1) признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по не предоставлению в период с <дата> года по <дата> года платежных документов для оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, жителям многоквартирных домов <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, в <адрес>. 2) Признать незаконными действия ответчика по начислению платы за электроэнергию, потребляемую в процессе использования общедомового имущества в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, за период с <дата>. 3) Обязать ответчика ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010г. № 149 в указанных многоквартирных домах.
Помощник прокурора Целинного района Федорищев Р.И. уточнил исковые требования, а именно поддержал 1 и 3 пункты исковых требований. Пункт 2 просил исключить. Считает, что раз приемка общедомовых приборов учета электроэнергии была проведена в нарушение требований Правил, то необходимо их вновь принять в соответствии нормативно-правовыми актами. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» Юдина Ю.В. иск не признала и представила письменные возражения, согласно которым прокурор не вправе обращаться с настоящим иском в суд, так как круг лиц, в отношении которых он обратился, является определенным. Требования прокурора о признании незаконными действий по не предоставлению платежных документов для оплаты электроэнергии за период с января по <дата>, являются необоснованными и недоказанными. Платежные документы гражданам ежемесячно передавались в адрес ФГУП «Почта России», в соответствии с заключенным договором на оказание услуг, что подтверждается соответствующими реестрами. Кроме того, приборы учета приняты представителем собственников жилья многоквартирных домов. Указанные приборы учета электроэнергии соответствуют требованиям нормативно – технической документации, являются расчетными, приняты в эксплуатацию в соответствии с положениями п. 152 постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г. Обязанность оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии установлена ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ. Сроки установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии не нарушены. Ответчик считает, что исковые требования прокурора, изложенные в п. 3 искового заявления, нарушают законные интересы и права жильцов вышеуказанных многоквартирных домов. В случае их удовлетворения начисление оплаты должно производиться исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по тарифам установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что приведет к многократному увеличению задолженности у жильцов за период с <дата> по настоящее время. Просит в удовлетворении иска отказать.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании было установлено, что на территории <адрес> имеются многоквартирные дома <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес> в <адрес>.
При этом, управление домами по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> осуществлялось <данные изъяты>, домом по <адрес> - <данные изъяты> Решением общего собрания собственников помещений многоквартирных домов <номер> по <адрес> от <дата> <данные изъяты> ликвидировано, что подтверждается протоколом (л.д. 132, 133). Решением общего собрания собственником помещений многоквартирного <адрес> от <дата> <данные изъяты> ликвидировано, что подтверждается протоколом (л.д. 130, 131)
Ресурсоснабжающей организацией - ОАО «Алтайкрайэнерго» вышеуказанные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, согласно актам приемки данные приборы приняты в качестве расчетных.
В соответствии с пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В судебном заседании было установлено, что в период с <дата> по <дата> ОАО «Алтайкрайэнерго» не предоставляло документов для оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды жителям многоквартирных домов <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, <номер> по <адрес>, в <адрес>. Вышеуказанное обстоятельство вопреки утверждениям представителя ответчика, подтверждается информацией ОАО «Алтайкрайэнерго», направленной на имя прокурора Целинного района от <дата>. (л.д. 44, 45). В связи с чем, суд считает требование прокурора о признании незаконными действия ответчика по не предоставлению платежных документов жителя указанным многоквартирных домов, законным и обоснованным.
Что же касается требований прокурора о возложении обязанности на ответчика ввести в эксплуатацию общедомые приборы учета электроэнергии в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, суд не находит оснований для их удовлетворения.
В судебном заседании было установлено, что акты приемки общедомовых приборов учета электроэнергии домов <номер>, по <адрес>, <номер>, по <адрес> в <адрес> составлены <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>.
Акты приемки общедомового прибора учета электроэнергии домов <номер> по <адрес> составлены <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес>, <номер> <адрес>, <номер> <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>., <номер> по <адрес> - <дата>.
Вышеуказанные приборы учета электроэнергии используются и являются расчетными, на основании их показаний производится начисление оплаты жильцам вышеуказанных домов, что подтверждается сравнительными таблицами, по каждому из домов, представленных ответчиком (л.д. 97-129).
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что договоры между ОАО «Алтайкрайэнерго», <данные изъяты> <данные изъяты> и собственниками домов не заключались, а также в некоторых актах приемки общедомовых приборов учета от имени представителя собственника, подписаны не теми лицами, в связи с чем, по мнению прокурора, данные приборы учета необходимо ввести в эксплуатацию заново.
Таким образом, суд согласен с доводами представителя ответчика, что в случае удовлетворения данных исковых требований, установленные ранее общедомовые приборы учета электроэнергии, не будут являться расчетными за прошедший период времени. В таком случае, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги будет рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно представленным ответчиком сравнительных таблиц, в случае применения расчетов без общедомовых приборов учета, суммы оплаты за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию, будут существенно выше, чем по показаниям приборов учета. В связи с чем, суд считает, что удовлетворение вышеуказанного требования прокурора, существенно нарушит права граждан и приведет к увеличению оплаты за потребленную электроэнергию за прошедший период.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░░ <░░░░░><░░░░░> ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░░ <░░░░░>, <░░░░░> ░░ <░░░░░>, ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>
░░░░░