Решение по делу № 33а-329/2017 от 11.01.2017

Судья Кислая М.В. № 33а-329/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в судебном заседании 19 января 2017 года дело по апелляционному представлению прокуратуры города Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 октября 2016 года, которым

отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании пункта 2.4. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26 декабря 2014 года <Номер обезличен> (в редакции постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20 февраля 2016 года <Номер обезличен>), недействующим и несоответствующим федеральному законодательству в части отсутствия срока предоставления муниципальной услуги по направлению детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию и отсутствия обязанности органа местного самоуправления об уведомлении заявителей о результатах оказания муниципальной услуги по направлению детей в дошкольные образовательные организации.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения прокурора Юдина А.В., поддержавщего апелляционное представление, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании недействующим и несоответствующим федеральному законодательству пункта 2.4. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26 декабря 2014 года <Номер обезличен> (в редакции постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» 20 февраля 2016 года <Номер обезличен>) в части отсутствия конкретного срока предоставления муниципальной услуги по направлению детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию и отсутствия обязанности органа местного самоуправления об уведомлении заявителей о результатах оказания муниципальной услуги по направлению детей в дошкольные образовательные организации.

В обоснование административного иска указано, что в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» пунктом 2.4. Административного регламента не предусмотрен срок предоставления муниципальной услуги по направлению детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию, что также является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, поскольку устанавливает неопределенные требования к Управлению дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» как к органу администрации, предоставляющему муниципальную услугу, по направлению детей для зачисления в дошкольные образовательные организации.

В судебном заседании прокурор настаивал на административном иске.

Представители административного ответчика полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которым установить в Административном регламенте конкретное количество календарных дней с момента подачи заявителем документов для предоставления услуги по зачислению ребенка в дошкольной образовательной организации не представляется возможным в связи с тем, что срок зачисления ребенка указывается родителем в заявлении самостоятельно (желаемая дата зачисления), а также невозможностью предусмотреть конкретные даты высвобождения мест в дошкольной образовательной организации.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор города Сыктывкара просит отменить решение суда в связи с его незаконностью, неверном толковании судом норм материального права. Ссылается на доводы, изложенные в обоснование административного иска. Полагает, что содержание пункта 2.4. Административного регламента, в части предоставления муниципальной услуги по направлению детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию «в течение всего года» противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку создает предпосылки для незаконного бездействия органа в виде непринятия конкретного решения в разумные сроки, содержит неопределенные условия в части сроков предоставления муниципальной услуги, что создает возможность произвольного их определения, а именно в течение календарного, учебного года либо в течение года с момента регистрации заявления о постановке на учет и направлении ребенка для зачисления в дошкольную образовательную организацию. Произвольное толкование вышеуказанной формулировки Административного регламента, как предусматривающей календарный год в качестве срока оказания муниципальной услуги, фактически устанавливает для каждого заявителя индивидуальный срок оказания муниципальной услуги в зависимости от даты подачи заявления, что ставит их в неравное положение. Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанные в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 № ДМ-П44-3035 и предназначенные для применения органами управления образованием субъектов Российской Федерации предусматривают, что место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Отсутствие срока предоставления указанной муниципальной услуги влечет нарушение прав заявителя на получение полной, актуальной и достоверной информации о сроках ее предоставления, что в свою очередь может привести к затягиванию самой процедуры и, как следствие, повлечь нарушение права на своевременное получение муниципальной услуги (статья 5 Федерального закона № 210-ФЗ).

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Как установлено статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено судом Постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26 декабря 2014 года <Номер обезличен> (в редакции постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20 декабря 2016 года <Номер обезличен>) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар».

Пунктом 2.1 Административного регламента определено наименование муниципальной услуги: «Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования территории МО ГО «Сыктывкар» и наименование подуслуг муниципальной услуги: «Предоставление информации об очереди при зачислении детей в дошкольную образовательную организацию», «Внесение изменений в заявление о предоставлении муниципальной услуги», «Перевод из одной дошкольной образовательной организации в другую дошкольную образовательную организацию».

Согласно пункту 2.4 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги:

При постановке на учет в дошкольную образовательную организацию срок составляет 10 рабочих, исчисляемых с момента письменного обращения заявителя с документами, необходимыми предоставления муниципальной услуги.

Срок подготовки уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги составляет 10 рабочих дней, исчисляемых со дня регистрации заявления с документами, необходимыми предоставления муниципальной услуги.

Срок предоставления подуслуги «Предоставление информации об очереди при зачислении детей в дошкольную образовательную организацию» составляет 3 рабочих дня, исчисляемых с момента письменного обращения заявителя с документами, необходимыми для предоставления подуслуги.

Срок предоставления подуслуги «Внесение изменений в заявление о предоставлении муниципальной услуги» составляет 3 рабочих дня, исчисляемых с момента письменного обращения заявителя с документами, необходимыми для предоставления подуслуги.

Срок предоставления подуслуги «Перевод из одной дошкольной образовательной организации в другую дошкольную образовательную организацию» составляет 10 рабочих дней, исчисляемых с м: письменного обращения заявителя с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги.

Прием заявлений о постановке на учет осуществляется в течение всего года.

Направление детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию осуществляется в течение всего года при наличии свободных мест в дошкольной образовательной организации.

Срок выдачи заявителю принятого решения о предоставлении муниципальной услуги или отказе в предоставлении муниципальной услуги составляет 2 рабочих дня со дня принятия соответствующего решения.

Срок выдачи заявителю принятого решения о предоставлении муниципальной услуги или о предоставлении муниципальной услуги МФЦ составляет 2 рабочих дня со дня его поступления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим и несоответствующим федеральному законодательству пункта 2.4. Административного регламента в части отсутствия конкретного срока предоставления муниципальной услуги по направлению детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию и отсутствия обязанности органа местного самоуправления об уведомлении заявителей о результатах оказания муниципальной услуги по направлению детей в дошкольные образовательные организации, суд первой инстанции исходил из того, что указанный пункт в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», имеющим большую юридическую силу, нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, судом не установлено, при этом правила и процедура принятия и введения в действие нормативно-правового акта соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая и объективная правовая оценка обстоятельствам по делу, решение суда не противоречит требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения.

Статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Из пункта 4 части 1 данной нормы следует, что указание срока предоставления государственной или муниципальной услуги является обязательным.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Исходя из положений статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования определены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № 293 (далее – Порядок).

Пунктом 7 Порядка установлено, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Согласно пункту 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона № 273 "Об образовании в Российской Федерации".

Проанализировав пункт 2.4. Административного регламента в оспариваемой части на соответствие вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный срок предоставления одного из этапов муниципальной услуги, а именно осуществление направления детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию в течение всего года при наличии свободных мест в дошкольной образовательной организации соответствует статье 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и согласуется с пунктами 5 и 7 Порядка, предусматривающих, что прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест, и не противоречит пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При этом судом сделан обоснованный выводы о том, что определение такого срока направления детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию не ограничивает право граждан на получение муниципальной услуги, в то время как установление конкретного календарного срока направления детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию повлечет отказ в предоставлении государственной услуги и необходимость повторного обращения граждан за получением государственной услуги в случае невозможности направления детей для зачисления в дошкольную образовательную организацию в течение конкретного срока ввиду отсутствия свободных мест в образовательной организации.

Отклоняя доводы прокуратуры, положенные в обоснование незаконности пункта 2.4. Административного регламента, об отсутствии обязанности органа местного самоуправления об уведомлении заявителей о результатах оказания муниципальной услуги по направлению детей в дошкольные образовательные организации, суд обоснованно исходил из того, что реализовать право на получение информации об отказе в предоставлении муниципальной услуги заинтересованные граждане могут в порядке, установленном абзацем 4 пункта 2.4 Административного регламента, а в случае постановки на учет, располагая данными об идентификационном номере в электронном реестре, присваиваемом при постановке на учет и о котором уведомляется заявитель, могут отслеживать ход получения услуги в федеральной и региональной информационных системах.

Основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, оспариваемые нормы отвечают требованиям ясности, определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодателем к ее содержанию, коррупциогенных факторов не содержат, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, применил закон, подлежащий применению, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционном представлении не опровергнуты.

Доводы апелляционного представления не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Само по себе иное толкование прокурором положений оспариваемого пункта Административного регламента и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры города Сыктывкара - без удовлетворения.

    

Председательствующий:

Судьи:

33а-329/2017

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкара
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Белов Н Е
19.01.2017[Адм.] Судебное заседание
20.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее