Решение по делу № 2-888/2018 ~ М-838/2018 от 23.10.2018

дело №2-888/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск                                                     30 ноября 2018 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Миронова А.В., при секретаре судебного заседания Нестеровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Солодкову Л.В. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах,

установил:

Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> обратился в суд с иском к Солодкову Л.В. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах. В обоснование заявленных требований указал, что за Солодковым Л.В., гражданином Республики Украина, зарегистрировано право собственности <данные изъяты> доли на земельный участок с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Ответчик во исполнение ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязанности по отчуждению земельного участка в течение года не исполнил. На основании изложенного просит понудить ответчика к продаже на торгах <данные изъяты> доли указанного земельного участка.

Истец, извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Ответчик, извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражает, так как фактически продал земельный участок.

Представитель третьего лица, извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.

В частности согласно статье 8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6,7) Солодков Л.В., имея гражданство Республики Украина, является собственником <данные изъяты> доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано за ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Из письменных материалов установлено, что ответчик является гражданином Украины, по вопросу оформления гражданства России в уполномоченные органы не обращался, гражданства России не имеет.

Поскольку ответчик, являясь иностранным гражданином, в установленный законом срок не исполнил предусмотренную статьи 5 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязанность по отчуждению принадлежащего ему земельного участка, то заявленные истцом исковые требования о понуждении ответчика к продаже земельного участка на торгах основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Признавая исковые требования ответчик указал, что фактически земельный участок им продан, однако доказательств перехода права собственности на земельный участок от ответчика иным лицам, в судебное заседание не представлено, с вязи с чем суд не может сделать вывод об отсутствии в собственности у ответчика спорного земельного участка. Факт передачи документов в регистрирующий орган не свидетельствует о безусловном переходе права собственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                ░░░░░░░ ░.░.

2-888/2018 ~ М-838/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Ответчики
Солодков Леонид Васильевич
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Суд
Урюпинский городской суд
Судья
Миронов Андрей Владимирович
23.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2018[И] Передача материалов судье
25.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2018[И] Судебное заседание
26.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2018[И] Судебное заседание
30.11.2018[И] Судебное заседание
30.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019[И] Дело оформлено
31.01.2019[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее