Судья Махнева Л.В Дело № 33-6469/2018 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 15 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 03 сентября 2018 года, которым
признано право Семенова В.Е. на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет 07.12.2010;
Семенову В.Е. в иске к администрации МО ГО «Инта» о возложении обязанности включить в список граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 групп» с момента постановки на учет 13.08.2010 отказано.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семенов В.Е. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Инта» о возложении обязанности поставить на учет в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1, 2 группы» с датой постановки на учет 14.08.2010.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минстроя РК не согласен с решением суда, просит его отменить в части признания права Семенова В.Е. на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет 07.12.2010, указывая на отсутствие заявления истца от 07.12.2010 и невозможность в связи с этим постановки на учет по этой дате.
В возражениях относительно жалобы Семенов В.Е. не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Правоотношения сторон регламентируются Федеральным Законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно ст. 1 указанного закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп.
Установлено, что Семенов В.Е. с 27.05.2005 являлся инвалидом ... группы по общему заболеванию, с 26.05.2009 является инвалидом ... группы бессрочно, пенсия по инвалидности назначена истцу 01.06.2005.
13.08.2010 истец через своего представителя по доверенности обратился в администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" как инвалида, выезжающего из РКС.
Согласно материалам учетного дела на дату обращения 13.08.2010 истец имел стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях 9 лет 5 месяцев 23 дня, а также находился на пенсии по инвалидности 5 лет 2 месяца 13 дней (с 01.06.2005). С учетом суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и периодов нахождения на пенсии по инвалидности стаж истца в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 8 месяцев 6 дней, то есть менее требуемого 15-летнего стажа работы.
Постановлением администрации МО ГО "Инта" от 17.08.2010 Семенов В.Е. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по категории «инвалиды». Постановлением администрации МО ГО "Инта" от 15.12.2014 <Номер обезличен> истец снят с учета в связи с отсутствием установленного Федеральным законом требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая за истцом право на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет 07.12.2010, суд исходил из гарантированного ст. 7 Конституции РФ принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере, что необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими право будет уважаться властями и будет реализовано.
С учетом вышеуказанных норм закона, суд первой инстанции определил, что необходимый 15-летний стаж для признания за Семеновым В.Е. права состоять в очереди на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ приходится на 07.12.2010.
Истец с решением суда согласен.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица ссылается на отсутствие заявления истца о постановке на учет от 07.12.2010 и самостоятельное присвоение истцу этой даты судом.
Вместе с тем, исходя из предмета и основания заявленных требований, само по себе отсутствие заявления о незаконности постановленного в пределах иска решения не свидетельствует и поводом к его безусловной отмене не является.
Истец на основании решения компетентного органа поставлен на учет до возникновения права на субсидию, в связи с чем право на субсидию может быть реализовано при соблюдении иных условий с момента его возникновения, т.е. момента достижения 15 летнего стажа.
Предоставление жилищной субсидии гарантировано государством. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истца, принятого на учет до 07.12.2010, о праве состоять в очереди граждан, претендующих на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера, с конкретной даты отвечает положениям конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что для включения истца в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» необходимо соблюдение определенной процедуры. Однако данные доводы на правильность по существу решения не влияют.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи