Дело № 2-5854/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 09 декабря 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Елымбаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по исковым заявлениям прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» о возложении обязанности привести содержание автодороги в соответствие с требованиями государственных стандартов,
установил:
Прокурор Новоторьяльского района Республики Марий Эл, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Марийскавтодор» привести пешеходный переход, расположенный вблизи МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа» на автомобильной дроге республиканского значения «Оршанка-Пектубаево-Новый Торъял» (идентификационный №) в соответствии с требованиями «<данные изъяты> Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Новоторъяльского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при оборудовании пешеходного перехода, расположенного вблизи МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа» (напротив <адрес>) на автомобильной дороге республиканского значения «Оршанка-Пектубаево-Новый Торъял».
В ходе проведенной проверки установлено, что пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги республиканского значения «Оршанка-Пектубаево-Новый Торъял», проходящей вдоль МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа», не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа.
По факту выявленного нарушения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно ответу на представление устройство дополнительных параллельных ограждений для канализирования движения пешеходов на данном объекте требует дополнительного выполнения работ на сумму 409 тыс. рублей (ответ ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от 24.09.2019 № 3151).
Неисполнение требования <данные изъяты> может способствовать совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению материального ущерба гражданам, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, в том числе несовершеннолетних.
На основании вышеизложенного, прокурор Новоторъяльского района Республики Марий Эл обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Йошкар-Олы Пузырева Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дала пояснения аналогично указанному в иске.
Представитель ответчика ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», действующая на основании доверенности Есина Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, суду дала пояснения аналогично изложенному в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Платова Г.И. поддержала позицию ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.04.2008 № 85 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл» автомобильная дорога «Оршанка-Пектубаево-Новый Торъял», идентификационный номер <данные изъяты> закреплена на праве оперативного управления за ГКУ РМЭ «Марийскавтодор».
В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны, в частности, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - <данные изъяты>), ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходах и нерегулируемых наземных пешеходных переходах, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Новоторъяльского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при оборудовании пешеходного перехода, расположенного вблизи МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа» (напротив <адрес>) на автомобильной дороге республиканского значения «<данные изъяты>
В ходе проведенной проверки установлено, что пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги республиканского значения «Оршанка-Пектубаево-Новый Торъял», проходящей вдоль МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа», не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа.
По факту выявленного нарушения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно ответу на представление устройство дополнительных параллельных ограждений для канализирования движения пешеходов на данном объекте требует дополнительного выполнения работ на сумму 409 тыс. рублей (ответ ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Ответчик в ходе судебного заседания не отрицал отсутствие оборудования ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа.
Поскольку на момент рассмотрения дела пешеходный переход не соответствует ГОСТ, суд приходит к выводу о том, что требования к ответчику предъявлены обоснованно.
Довод ответчика относительно осуществления работ оборудованию пешеходного перехода исходя из доведенных лимитов не может являться основанием для отказа в иске, поскольку отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, поскольку установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Принимая во внимание обстоятельства дела, доводы участников процесса, суд считает необходимым установить срок исполнения ответчиком обязанности по приведению состояния пешеходного перехода в соответствие с требованиями государственных стандартов - до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая необходимость соблюдения ответчиком положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Марийскавтодор» привести пешеходный переход, расположенный вблизи МБОУ «Пектубаевская средняя общеобразовательная школа» на автомобильной дроге республиканского значения «<данные изъяты>» (идентификационный №) в соответствии с требованиями «№ Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 12-ст. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2019 года