Председательствующий по делу Дело № 33-3019-2016
Судья Сахнюк Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Доржиевой Б.В.
и судей Чайкиной Е.В., Погореловой Е.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 13 июля 2016 года гражданское дело по иску Дятлевой ТГ к администрации городского поселения «Ксеньевское» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда),
по апелляционной жалобе главы администрации городского поселения «Ксеньевское» Мельник А.Л.,
на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 9 марта 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Дятлевой ТГ удовлетворить частично.
Взыскать с администрации городского поселения «Ксеньевское» в пользу Дятлевой ТГ недоначисленную и невыплаченную заработную плату за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года в размере <данные изъяты> коп.
Обязать администрацию городского поселения «Ксеньевское» производить начисление и выплату заработной платы Дятлевой ТГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за непрерывный стаж работы сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В остальной части заявленных требований отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дятлева Т.Г. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она работает в администрации городского поселения «Ксеньевское» в должности сторожа с 01.03.2013. Размер ее начисленной заработной платы с июля по декабрь 2015 года составлял от <данные изъяты> руб. в месяц, включал в себя оклад (тарифную ставку) <данные изъяты>., районный коэффициент 50 %, процентную надбавку за непрерывный стаж работы 30 %. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и трудовому законодательству. Таким образом, размер ее вознаграждения за труд, снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает полагающиеся ей компенсационные выплаты за работу в суровых климатических условиях в равный минимальному размеру оплаты труда размер вознаграждения за труд. С 1 января 2015 года Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5965 рублей в месяц. Следовательно, общий размер ее начисленной заработной платы, с учетом 50% районного коэффициента и 30% надбавки, в период с июля по декабрь 2015 года должен был составлять <данные изъяты> рублей в месяц. С 1 января 2016 года Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 6204 рублей в месяц. Следовательно, общий размер ее начисленной заработной платы, с учетом 50% районного коэффициента и 30% надбавки, должен был составлять <данные изъяты> коп. в месяц. Таким образом, за июль, октябрь – декабрь 2015 года ответчик недоначислил и не выплатил ей заработную плату в размере <данные изъяты>. Просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июль, октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года в размере <данные изъяты>., обязать ответчика в дальнейшем, начиная с февраля 2016 года, производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда (л.д.4-9).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 53-56).
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского поселения «Ксеньевское» Мельник А.Л. просит решение суда изменить, уменьшив размер взысканной заработной платы до <данные изъяты>. Ссылается на то, что согласно представленным суду табелям учета рабочего времени истец Дятлева Т.Г. за спорный период не выработала норму рабочего времени, в связи с этим её заработная плата за месяц без учета районного коэффициента и северной надбавки оказалась ниже установленного МРОТ. Данное обстоятельство судом оставлено без внимания и соответствующей оценки. Приводит расчет задолженности, согласно которому истцу недоначислено <данные изъяты>. Ссылается на то, что суд принял за основу расчет истца, произведенный без вычета суммы подоходного налога, что является нарушением налогового законодательства. Кроме того, судом не возвращена истцу государственная пошлина, которая ошибочно была уплачена ею при подаче искового заявления (л.д.73-77).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились. Истец просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Ответчик своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил, об уважительности причин неявки не сообщил. На основании ч.3, ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Такие нарушения судом допущены.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 1 ст. 132 указанного Кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 1 и ч. 5 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Частью 2 статьи 146 и статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так как истец работает в Забайкальском крае (ранее – Читинской области), который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истица имеет право на получение ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцу законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента (50%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.
С учетом приведенных норм материального права суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период районный коэффициент и процентная надбавка истцу за работу в Забайкальском крае, относящемуся к местности с особыми климатическими условиями, должны были начисляться на месячную заработную плату истцу, которая по размеру не должна быть меньше минимального размера оплаты труда в месяц, предусмотренного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Вместе с тем, как правильно указано в апелляционной жалобе, судом не применены вышеприведенные положения закона о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть заработная плата должна быть рассчитана пропорционально отработанному времени.
Из материалов дела следует, что в октябре 2015 года истцом отработано <данные изъяты> часов при норме рабочего времени <данные изъяты> часов (см. производственный календарь на 2015 год), начисленная заработная плата составила <данные изъяты>. (л.д.20). При полностью отработанной норме часов размер начисленной заработной платы должен составлять <данные изъяты> рублей <данные изъяты> Соответственно, заработная плата пропорционально отработанному времени должна быть начислена в размере <данные изъяты> Разница между фактически начисленной заработной платой и подлежащей начислению пропорционально отработанному времени составляет <данные изъяты>
В ноябре 2015 года истцом отработано <данные изъяты> часа при норме рабочего времени <данные изъяты> часов, заработная плата начислена в размере <данные изъяты> (л.д.21). При полностью отработанной норме часов размер начисленной заработной платы должен составлять <данные изъяты> Соответственно, заработная плата пропорционально отработанному времени должна быть начислена в размере <данные изъяты>). Разница между фактически начисленной заработной платой и подлежащей начислению пропорционально отработанному времени составляет <данные изъяты>
В декабре 2015 года истцом отработано <данные изъяты> часов при норме <данные изъяты> часа, заработная плата начислена в размере <данные изъяты> руб., при этом начислена годовая премия в размере <данные изъяты> рублей, которая не должна учитываться при определении размера минимальной оплаты труда, то есть без учета премии заработная плата начислена в размере <данные изъяты> (л.д.21). При полностью отработанной норме часов размер начисленной заработной платы должен составлять <данные изъяты>. Соответственно, заработная плата пропорционально отработанному времени должна быть начислена в размере <данные изъяты> Разница между фактически начисленной заработной платой и подлежащей начислению пропорционально отработанному времени составляет <данные изъяты>
Таким образом, всего истцу недоначислено <данные изъяты>., которые и следует взыскать с ответчика в пользу истца, изменив решение суда в части размера взысканной судом задолженности.
Принимая во внимание довод апелляционной жалобы о необходимости начисления заработной платы пропорционально отработанному времени, судебная коллегия считает, что решение суда в части возложения на ответчика обязанности производить начисление и выплату заработной платы истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за непрерывный стаж работы свыше установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, также подлежит изменению.
Как следует из решения, обязанность начислять и выплачивать заработную плату в установленном законом размере, возложена на ответчика без учета выполнения работником нормы труда (трудовых обязанностей) в месяц.
Как указано выше, ч. 3 ст. 133 ТК РФ предусмотрено, что не может быть ниже МРОТ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу абз. 1 и 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
С учетом приведенного, а также принимая во внимание необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части судебного решения с тем, чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым решение суда частично изменить и изложить абз. 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Обязать администрацию городского поселения «Ксеньевское» производить начисление и выплату заработной платы Дятлевой ТГ, полностью отработавшей норму рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) в месяц, не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на данную сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, начиная с 1 февраля 2016 года».
Доводы жалобы о том, что при расчете задолженности суд не учел необходимость вычета налога на дохо░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░.░░.24, 226 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 333.40 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 333.40 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░ ░.░.