Дело № 2-181/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 10 марта 2015 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,
с участием истца Хафизова З.М.,
при секретаре Магасумовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хафизова З.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Хафизов З.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 535 кв.м. с кадастровым номером №. Ранее жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 535 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежал на праве личной собственности его деду - Файзуллину Ш.Ф., что подтверждается архивной выпиской: «Утвердить к правовой регистрации на праве личной собственности граждан нижеследующие, принадлежащие домовладельцам строения: …7. За Файзуллиным Ш.Ф. на основании исп.лист от ДД.ММ.ГГГГ уч. Ленин. Р-на.». Также данный факт подтверждается справкой ГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за № 388. В связи с тем, что старый дом пришел в ветхое состояние, он возвел на данном земельном участке новый дом. Им получен акт ввода в эксплуатацию. Также им получено постановление о вводе объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ за № 595. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Администрацией городского округа г.Уфа РБ заключен договор аренды земельного участка №. В настоящее время возникла необходимость признания права собственности на земельный участок. В связи с этим он обратился в Администрацию городского округа г.Уфа РБ о предоставлении земельного участка в собственность. Ответчик ответил отказом.
В судебном заседании истец Хафизов З.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление о надлежащем извещении, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, об уважительности неявки суду не сообщал, возражение относительно предмета спора, не представил.
Представитель ОАО «Газпром газораспределение Уфа», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.9 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно с п.3 ст.3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п.4 ст.3 Вводного Закона.
Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев, изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Нормы Земельного Кодекса РФ и Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п.5 ст.20 Земельного Кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Согласно п.6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двух недельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением заключения соответствующего договора.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ».
Как установлено Земельным Кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст.15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, земельные участки отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.1 ст.27, ст.85); так не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п.12 ст.85).
Согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 187-0. Из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный Кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст.9 Земельного Кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п.4 ст.28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено представлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что Хафизову З.М. принадлежит на праве собтсвенности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> а, не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, свободен от каких-либо прав третьих лиц, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно кадастровому паспорту: разрешенное использование – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В обоснование отказа в передаче истцу в собственность земельного участка, Администрация городского округа г.Уфа РБ сослалась на Решение Совета городского округа г.Уфа 23.12.10, согласно которому земельный участок входит в число зарезервированных для муниципальных нужд. Между тем, указанное обременение в соответствующих регистрирующих органах ответчиком не зарегистрировано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при передаче в собственность истцу спорного земельного участка положения действующего законодательства нарушены не будут, а потому исковые требования Хафизова З.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хафизова З.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за Хафизовым З.М. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> «а».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Идиятова Н.Р. решение не вступило в законную силу.