Дело № 12-106/2017
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 07 февраля 2017 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Макарычева Н.В.,
с участием заявителя Терехиной Е.Г.,
представителя Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области ФИО3, действующего на основании доверенности от Дата ,
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу Терехиной Е.Г. на постановление руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области ФИО4 от 09 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – Данные изъяты аптекой Данные изъяты - Терехиной Е.Г.,
установил:
Постановлением руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области ФИО4 от 09 января 2017 года Данные изъяты - Терехина Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Терехина Е.Г., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, просила признать его незаконным, отменить и прекратить производство по делу. В обоснование своих требований указала, что акт о проверке составлен без ее участия, ей не подписывался, протокол об административном правонарушении составлен 27 декабря 2016 года, то есть до составления акта поверки, оснований для составления протокола об административном правонарушении не имелось, объяснений либо иных документов, подтверждающих факт реализации ей препарата «Найз» именно без рецепта в материалах дела нет. Чек о продаже не может быть подтверждением отпуска препарата в аптеке без рецепта врача, чек лишь подтверждает факт отпуска товара и получения денежных средств от потребителя и не свидетельствует о непредъявлении или предъявлении рецепта. В материалах дела нет информации о том, каким образом был зафиксирован факт отпуска без рецепта врача, нет информации кто именно приобрел данный препарат, нет объяснений лица которым была совершена покупка, нет информации присутствовали ли при совершении покупки свидетели, которые могли бы подтвердить реализацию ей препарата «Найз» без рецепта врача. Также в материалах дела, отсутствуют сведения о выписке или не выписке рецепта на препарат «Найз» в лечебных учреждениях, соответствующие запросы административным органом принимающим решение о назначении ей наказания не сделаны. Таким образом, ни в одном документе, имеющемся в материалах дела не указано, каким образом был установлен факт реализации лекарственного препарата без рецепта При таких обстоятельствах, нет безусловных, надлежащих доказательств, подтверждающих факт отпуска лекарственного препарата без рецепта врача. Также указала, что извещения о рассмотрении дела она не получала, не знала о месте, дне и времени рассмотрения дела, не могла воспользоваться своими правами, гарантированными мне КоАП РФ, не могла давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и.т.д. Протокол об административном правонарушении ей подписывался в помещении аптеки, в Росздравнадзор ее никто не вызывал, ходатайств о рассмотрение дела в её отсутствие либо об отложении рассмотрения дела она не заявляла, т.к. вообще не знала о дате рассмотрения. При таких обстоятельствах считает, что у административного органа не было информации о том, что она извещена о рассмотрении дела, поэтому постановление 09 января 2017 года вынесено с процессуальными нарушениями и подлежит отмене. Оснований для привлечения к административной ответственности у административного органа не было, административный орган не располагал ни достаточными доказательствами события правонарушения, ни доказательствами извещения лица о рассмотрении дела.
В судебное заседание заявитель Терехина Е.Г. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области ФИО3 с доводами жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении.
Заслушав мнение участников судебного процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
В части 4 статьи 56 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» указано, что аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами закреплен в ст. 55 ФЗ от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В силу пункта 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 14 декабря 2005 года N 785, все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача действовал до 15 октября 2011 года, однако, с 16 октября 2011 года утратил силу в связи с изданием Министерством здравоохранения и социального развития РФ приказа от 26 августа 2011 года № 1000ан.
Таким образом, в настоящий момент документа, утверждающего перечень лекарственных препаратов, подлежащих отпуску без рецепта врача, не существует, в связи с чем необходимость предъявления рецепта определяется, в том числе, в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов.
Согласно п. 76 главы VIII Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 года N 55 (ред. от 23.12.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов.
Продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Признавая Терехину Е.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области ФИО4 исходила из того, что Терехина Е.Г., являясь должностным лицом – Данные изъяты в аптечном пункте, находясь по адресу: Адрес , 27 декабря 2016 года допустила реализацию покупателю лекарственного препарата «Найз» без соответствующего рецепта врача.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Данные изъяты - Терехиной Е.Г. подтверждены протоколом об административном правонарушении от 27 декабря 2016 года, актом проверки от 28 декабря 2016 года, должностной инструкцией Данные изъяты, а также показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6, данными суду, из которых следует, что Терехина Е.Г., являясь должностным лицом – Данные изъяты в аптечном пункте, находясь по адресу: Адрес , 27 декабря 2016 года допустила реализацию лекарственного препарата «Найз» без соответствующего рецепта врача.
Данные доказательства судья считает допустимыми, полученными в соответствии с процессуальными положениями Кодекс РФ об административных правонарушениях. Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях Данные изъяты - Терехиной Е.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.4.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Вместе с тем постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекс РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - Данные изъяты - Терехиной Е.Г. подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 04 июля 2016 года. Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.
В силу части 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 Кодекс РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, должностное лицо – Данные изъяты - Терехина Е.Г. является работником субъекта малого предпринимательства, к административной ответственности ранее не привлекалась. Объективная сторона совершенного ею правонарушения выражается в нарушении установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, что не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить Терехиной Е.Г. административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Терехиной Е.Г. удовлетворить частично.
Постановление руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Пензенской области ФИО4 от 09 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – Терехиной Е.Г. изменить, назначить должностному лицу – Терехиной Е.Г. наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н. В. Макарычева