Дело №2-549/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2017 года п.Кизнер Удмуртской Республики
Кизнерский районный суд УР в составе председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,
с участием помощника прокурора Кизнерского района УР Федоровой Е.А.,
при секретаре Чернышевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кизнерского района УР интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об установлении факта размещения на Интернет-страницах https://popite.ru/shop.php?cat=26, https://popite.ru/shop.php?cat=57, https://popite.ru/shop.php?cat=58, https://popite.ru/shop.php?cat=171 информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свое заявление прокурор мотивирует следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров. В ходе проверки и мониторинга сети «Интернет» выявлены вышеуказанные Интернет-страницы, на которых выставлены на продажу продукты питания (молочные продукты: сыры, масло сливочное творог) из Финляндии, запрещенные к ввозу на территорию РФ Указом Президента РФ от 06.08.2014г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Постановлением правительства РФ от 07.08.2014г. №778. Размещение указанной информации влечет нарушение действующего законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров. Данная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации, нарушает установленный государством порядок.
Прокурор обращается в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку распространение указанной информации противоречит основам конституционного строя и нравственности, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Федорова Е.А. поддержала заявленные требования полностью по обстоятельствам, указанным выше.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, в своем отзыве на заявление не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Кизнерского района УР в полном объеме.
В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (далее ФЗ №149) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 названной статьи ФЗ №149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 9 ФЗ №149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Часть 5 статьи 15 ФЗ №149 устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.15.1 ФЗ №149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 года № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» установлен перечень запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.
Согласно данному перечню, к таким товарам относятся в том числе «Молоко и молочная продукция» код ТН ВЭД ЕА ЕС - 0406.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 №120 под продовольственной безопасностью Российской Федерации признается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Под целями запрета ввоза товаров на территорию Российской Федерации предусматривается и ограничение по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, запрет на их реализацию, под которой понимается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, на территорию Российской Федерации запрещается или ограничивается ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, установленных Постановлением Правительства № 778, из чего следует, что такая продукция не может перемещаться по территории Российской Федерации и не может находится в обороте и быть реализована на территории Российской Федерации, в связи с изданием Указа № 560, запрещающего ее ввоз.
В силу пункта 8.24 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» запрещается реализация продукции без сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.
Статья 14.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли.
Предметом посягательства являются права и законные интересы государства в этой сфере, безопасность жизни и здоровья граждан.
Действующим законодательством не урегулирован порядок признания указанной выше информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в России запрещено.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации с предложением продажи продуктов питания из Финляндии, запрещенных к ввозу на территорию РФ.
Доступ к указанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий, способных повлечь негативные социальные, экономические последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Как следует из распечатки интернет-страницы, на ней размещено предложение о продаже продуктов питания (молочных продуктов: сыров, масла сливочного, творога и других) из Финляндии, запрещенных к ввозу на территорию РФ. В настоящее время к указанному информационному материалу имеется свободный доступ неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора и считает установленным факт, что на вышеуказанном сайте содержится запрещенная действующим законодательством к распространению информация.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Решение суда является основанием для внесения указанных интернет сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 264, 268 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Кизнерского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет" на Интернет-страницах https://popite.ru/shop.php?cat=26, https://popite.ru/shop.php?cat=57, https://popite.ru/shop.php?cat=58, https://popite.ru/shop.php?cat=171, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Установить, что информация, размещенная на Интернет-страницах https://popite.ru/shop.php?cat=26, https://popite.ru/shop.php?cat=57, https://popite.ru/shop.php?cat=58, https://popite.ru/shop.php?cat=171 - является информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вступившее в законную силу решение является основанием для включения в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" «Интернет»-ресурсов с адресами https://popite.ru/shop.php?cat=26, https://popite.ru/shop.php?cat=57, https://popite.ru/shop.php?cat=58, https://popite.ru/shop.php?cat=171.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Председательствующий судья Н.Л. Насибулина