Судья Погребная С.Г. Дело № 33 - 3722
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2016 года г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Мананниковой В.Н.,
Судей Жуковой Е.Г., Терехиной Л.В.,
при секретаре Жуковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Котельникова И.В. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 31 августа 2016 года, которым постановлено:
В иске Котельникову И.А. к МУП «Каменская горэлектротеплосеть» обязать МУП «Каменская горэлектротеплосеть» об аннулировании задолженности по оплате за отопление в сумме 9 302 рубля и списании её с лицевого счёта №, возложении обязанности по перерасчёту платы за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года, исходя из размера платы 17,23 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения, начислению платы за отопление с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, исходя из размера платы 18,61 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения, и возложении обязанности в дальнейшем по начислению платы за отопление с применением предельных индексов отказать,
У с т а н о в и л а:
Котельников И.В. обратился в суд с иском к МУП «Каменская горэлектротеплосеть», указав, что проживает в <адрес> в <адрес> по договору социального найма жилого помещения, которое находится в муниципальной собственности. Вступившим в законную силу решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года за ним было признано право на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера его платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Решением суда установлено, что на 01 октября 2014 года совокупный размер его платы за коммунальные услуги увеличился на 68% вместо 9,15% за счёт начисления платы за отопление по тарифу 42,90 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Поставщиком услуг по отоплению является ответчик - МУП «Каменская горэлектротеплосеть». Решением мирового судьи судебного участка №2 Каменского района Пензенской области от 17 февраля 2016 года, которое вступило в законную силу 20 мая 2016 года, иск МУП «Каменская горэлектротеплосеть» к истцу, а также к Котельниковой Т.И., Котельникову А.И. о взыскании задолженности по оплате услуги отопления (тепловой энергии) удовлетворён, и взыскано в солидарном порядке в пользу МУП «Каменская горэлектротеплосеть» задолженность по оплате отопления (тепловой энергии) за период с 01 октября 2014 года по 01 февраля 2015 года в размере 6 035 рублей 29 копеек; за период с 01 февраля 2015 года по 30 апреля 2015 года - в размере 3 267 рублей 28 копеек. Между тем, считал, что исходя из решения Каменского городского суда Пензенской области от 15 апреля 2010 года, он имеет право на начисление и взимание с него платы за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года, 2009 год и последующие годы по тарифу 6,24 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения с возможностью его увеличения в 2009 году и последующие годы в соответствии с предельными индексами изменения размера платы за коммунальные услуги. При этом с 2008 года и по настоящее время, в том числе, при управлении домом и ФГКУ «Сердобская КЭЧ района», и ОАО «Славянка», размер платы за услугу по отоплению рассчитывался исходя из тарифа, установленного для МУП «Каменская горэлектротеплосеть», являющегося всё это время единственной ресурсоснабжающей организацией. С учетом применения предельных индексов, установленных приказом Управления по регулированию тарифов развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 5 ноября 2008 года №2 - на 2009 год; приказом Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области от 18 ноября 2009 года №23 - на 2010 год; приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 21 сентября 2010 года №8 - на 2011 год; приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 11 октября 2011 года №84 - на 2012 год; приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16 ноября 2012 года №133 - на 2013 год, - размер платы за отопление с учётом предельных индексов указанных в иске, за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года составит: 15,26*49,9*7 = 5 330 рубля 32 копейки. Данная сумма им полностью оплачена, в связи с чем сумма 9 302 рубля является, по его мнению, убытками. Ссылаясь на ст. 15 ГК РФ, ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» просил суд обязать МУП «Каменская горэлектротеплосеть» аннулировать задолженность по оплате за отопление в сумме 9 302 рубля и списать её с лицевого счёта №141166, возложить обязанность по перерасчёту платы за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года, исходя из размера платы 17,23 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения, начислению платы за отопление с 01 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, исходя из размера платы 18,61 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения, и возложить обязанность в дальнейшем производить начисление ему платы за отопление с применением предельных индексов.
В судебном заседании истец Котельников И.В. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель МУП «Каменская горэлектротеплосеть» Сухачев Д.Ю., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле. Кроме того, пояснил, что в настоящее время действующим законодательством не утвержден порядок приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. МУП «Каменская горэлектротеплосеть» не получает субсидий на возмещение недополученных доходов в случае применения предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги. Исходя из вышеизложенного, считал что МУП «Каменская горэлектротеплосеть» не имеет законных оснований произвести перерасчет за отопление с 01 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года. В иске просит отказать в полном объеме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на стороне истца Котельникова Т.И. и Котельников А.И. в суд не явились, представили письменное заявление о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие.
Представитель администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении данного гражданского дела в свое отсутствие.
Каменский городской суд Пензенской области постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Котельников И.В. приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Кроме того, указывает, что суд в нарушение требований ст.61 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Просит обратить внимание также на то, что отсутствие порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, порядка выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, на возмещение неполученных доходов случае изменения предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, не может являться основанием для отказа в удовлетворении его исковых требований, направленных на реализацию права, установленного решением суда, и не может быть поставлена в зависимость от бездействия органов государственной власти, уклоняющихся от утверждения указанных порядков. Просит отменить обжалуемое решение и постановить по делу новое об удовлетворении заявленных им исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Котельникова И.В. администрация г. Каменки Каменского района Пензенской области, МУП «Каменская горэлектротеплосеть» просит оставить решение суда без изменения, находя его законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Котельников И.В., третьи лица Котельникова Т.И., Котельников А.И., представитель третьего лица - администрации города Каменки Каменского района Пензенской области, не явились, о слушании дела извещены надлежаще, в связи с чем и в соответствии со ст. ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ответчика МУП «Каменская горэлектротеплосеть» Жукова С.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Котельникова И.В. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснение представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены ввиду следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Котельников И.В. является нанимателем квартиры №1 в доме №32 по ул. Рокоссовского в г. Каменка Пензенской области по договору социального найма.
МУП «Каменская горэлектротеплосеть» является поставщиком услуг по отоплению в указанный дом.
В силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанных в п.2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно и исполняются за счет средств бюджета субъекта РФ.
При этом в силу п.5 ст.26.3 указанного выше Федерального закона до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в п.2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
На основании п. п. «б» п.1 ст.5 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ осуществляется законодательным органом государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с Уставом Пензенской области органом законодательной власти Пензенской области является Законодательное собрание.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ. Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством РФ) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ (ч.2 ст.157.1 ЖК РФ).
Таким образом, в случае, если совокупный размер платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, указанные граждане имеют право на уменьшение совокупного размера платы за коммунальные услуги.
Решением Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года за Котельниковым И.В. признано право на уменьшение, начиная с октября 2014 года, совокупного ежемесячного размера его платы за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Как установлено п. 2 ст. 13, указанного Федерального закона, потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном ст. 15 настоящего Федерального закона.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, согласно п. 9 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении».
Постановлением Правительством РФ от 30 апреля 2014 года №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», на основании ст. 157.1 ЖК РФ, утверждены «Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п.4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 года, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
Согласно пункту 10 «Основ формирования индексов предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
На основании п.12 Основ формирования индексов федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет расчет индексов по субъектам РФ и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам РФ.
Указанный документ определяет принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Распоряжениями Правительства РФ утверждаются индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В рамках осуществления указанных полномочий,постановлением Губернатора Пензенской области от 23 мая 2014 года №82 установлен предельный (максимальный) индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пензенской области на 2014 год в размере 109,15%.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на отсутствие правового регулирования порядка приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие в индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Пензенской области, с чем судебная коллегия соглашается, поскольку указанный вывод соответствует анализу приведённого в решении законодательства, и не противоречит решению Каменского городского суда Пензенской области от 13 ноября 2015 года, так как им было установлено право Котельникова И.В. на уменьшение совокупного ежемесячного размера платы за коммунальные услуги, тогда как предметом настоящего иска является аннулирование задолженности только по оплате за отопление.
Кроме того, суд также указал на отсутствие порядка выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, в Пензенской области.
Указанный вывод суда также является верным, поскольку анализ приведенного выше федерального законодательства, а также статей 65, 78 и 85 Бюджетного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что компенсация части платы граждан за коммунальные услуги в виде предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг является расходным обязательством субъекта РФ - Пензенской области, однако, соответствующий нормативный акт в Пензенской области отсутствует.
Кроме того, в соответствии с вступившим в силу 20 мая 2016 года решением мирового судьи судебного участка №2 Каменского района Пензенской области от 17 февраля 2016 года, удовлетворён иск МУП «Каменская горэлектротеплосеть» к Котельникову И.В., Котельниковой Т.И., Котельникову А.И. о взыскании задолженности по оплате услуги отопления (тепловой энергии), и с Котельникова И.В., в том числе, взыскана в пользу МУП «Каменская горэлектротеплосеть» задолженность по оплате услуги отопления (тепловой энергии) за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2015 года в размере, образовавшейся, как разница между начисленной по нормативам потребления и оплаченной услуги, которое истцом оспорено не было.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст.12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Таким образом, правильно определив юридически значимые обстоятельства, суд принял законное и обоснованное решение, не допустив нарушений или неправильного применения норм материального либо процессуального права, а доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Каменского городского суда Пензенской области от 31 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котельникова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: