Решение по делу № 2-3388/2016 ~ М-2567/2016 от 06.04.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2016 года г.Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Номогоевой З.К., при секретаре Матвиевской В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Соколова А. М. к Военному комиссариату Республики Бурятия о взыскании недоплаченной пенсии, обязании произвести перерасчет с учетом индекса потребительских цен,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец Соколов А.М. просит взыскать с Военного комиссариата сумму недополученной пенсии в размере 2266,98 рублей, с учетом индекса потребительских цен на день перерасчета. Иск мотивирован тем, что он является пенсионером Вооруженных сил РФ с 01.11.1996 г. Пенсия назначена и выплачивается в соответствии с Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу…». Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ «О статусе военнослужащих» Правительство РФ, в том числе Военный комиссариат РБ обязаны были повысить оклады по воинскому званию и должности до уровня, установленного п. 2 ст. 12 названного Закона. Оклад по воинскому званию «подполковник» до 01.01.1999 года составлял 269 рублей, и по Указу Президента РФ №1638 от 24.12.1998 года с 01.01.1999 года должен быть равным 550 рублей. Однако ВК РБ своевременно не произвел данный перерасчет, что привело к нарушению его права на увеличение пенсии, задолженность составила 2266,98 рублей.

Истец Соколов А.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Военного комиссариата РБ по доверенности Скворцова Л.С. исковые требования не признала. Пояснила, что перерасчет пенсии с 01.01.1999 г. по 01.07.1999 г. осуществлялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 г. № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих …», вынесенного по исполнение Указа Президента РФ от 24.12.1998 г. № 1638, при этом в данных законодательных акта указывалось: повысить с 01.01.1999 г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим …; повысить с 01.07.1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с воинскими званиями военнослужащим…, то есть повышение окладов по воинскому званию предусматривалось только с 01.07.1999 г. На основании Закона № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу …» для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по воинскому званию. Так как в указанный период, кроме Постановления № 72, Правительством РФ другого акта не издавалось, Военный комиссариат законно применял, действующие на тот момент, размеры окладов по воинскому званию для исчисления и перерасчета пенсии. Кроме того, считает, что истцом при определении индексации несовременно полученной суммы неверно применено требование ст. 318 ГК РФ, что сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором. Законом № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» индексация перерасчета пенсии не предусмотрена.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Соколов А.М. является пенсионером Вооруженных Сил РФ, с 01.11.1996 г. ему назначена пенсия и выплачивается в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей на момент перерасчета пенсии 01.01.1999 г.), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с п. «б» ст. 49 названного Закона (в редакции ФЗ от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Таким образом, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона).

Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлено для всех военнослужащих.

В силу п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона, Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих», принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638, военнослужащим с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям в соответствии с присвоенными воинскими званиями согласно приложению № 1.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ99-18 пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих» признан недействительным в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 01 июля 1999 года как противоречащий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оклады по воинским званиям военнослужащих не могли быть менее половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям. Между тем данное требование закона начало исполняться лишь с 01 июля 1999 года с установлением месячных окладов по воинским званиям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72. Тогда как, ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ применяется в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 11 ГПК РФ как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чем Указ Президента РФ от 24.12.1998 г. № 1638 и Постановление Правительства РФ от 19.01.1999 г. № 72.

Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии.

Согласно представленному истцом расчету, размер выплачиваемой пенсии в период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. составлял 1706,38 рублей (с учетом оклада по воинскому званию «подполковник» - 269 рублей), требуемый размер пенсии 2084,21 рубль (учетом оклада по воинскому званию «подполковник» - 550 рублей), ежемесячный размер недоплаты составил 377,83 рубля (2084,21-1706,38=377,83), итого: недоплаченная пенсия за 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. составила 2266,98 рублей (377,83 х 6 мес.).

Исходя из вышеизложенного, требования истца о взыскании недоплаченной пенсии в сумме 2266,98 рублей подлежат удовлетворению.

Поскольку пенсия выплачивается в качестве средства к существованию, в связи со снижением покупательской способности денежных средств за прошедший период, ответчик обязан произвести перерасчет взысканной суммы на момент выплаты с учетом индекса потребительских цен, согласно ст. 318 ГК РФ, применяемой в данном случае по аналогии.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 марта 2008 года № 244-О-П указал, что индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения обязательства в условиях инфляционных процессов в государстве.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соколова А. М. к Военному комиссариату Республики Бурятия удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Бурятия в пользу Соколова А. М. сумму недополученной пенсии за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в размере 2266,98 рублей.

Обязать Военный комиссариат Республики Бурятия произвести перерасчет взысканной суммы с учетом индекса потребительских цен на день перерасчета.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Номогоева З.К.

2-3388/2016 ~ М-2567/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Анатолий Максимович
Ответчики
Военный комиссариат РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Номогоева З.К.
06.04.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2016[И] Передача материалов судье
11.04.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
27.04.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2016[И] Судебное заседание
25.05.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2017[И] Дело оформлено
31.10.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее