В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-4577
Строка №175
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» августа 2019 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Хныкиной И.В.,
судей Востриковой Г.Ф., Трунова И.А.
при секретаре Тарасове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Трунова И.А.
гражданское дело по иску ФИО11 Зои ФИО4 к Администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимость в порядке наследования,
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Рамонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
(судья районного суда ФИО7),
установила:
ФИО11 обратилась с иском к Администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимость в порядке наследования, указывая, что она является наследником ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, которой принадлежала на праве собственности ? часть дома, фактически состоящая из двух квартир № и №, расположенных по адресу: <адрес>. ФИО11 просила признать за ней право собственности на указанные квартиры (л.д. 4).
Решением Рамонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. постановлено: признать за ФИО11 Зоей ФИО4 в порядке наследования по закону право собственности на <адрес> общей площадью 32,0 кв.м, в том числе жилой 13.1кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО11 Зоей ФИО4 в порядке наследования по закону право собственности на <адрес> общей площадью 27,4 кв.м, в том числе жилой 13.2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 56).
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ввиду того, что как наследники, к участию в деле, они не были привлечены (л.д.84-85).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции по основаниям пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку принятое судом решение о правах и об обязанностях ФИО1, ФИО2 не разрешён.
ФИО1 и ФИО2 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен ФИО8, которому ФИО11 были проданы спорные квартиры (л.д. 107-109, 167-171).
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и отмене судебного постановления.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит безусловной отмене.
ФИО2, ФИО1 и представляющая интересы ФИО1 по ордеру адвокат ФИО9 в суде апелляционной инстанции просили решение районного суда отменить по доводам апелляционной жалобы.
Истец ФИО11 в суде апелляционной инстанции не возражала в удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
От Администрации Карачунского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
С учетом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии с требованиями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Рамонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт, что на день смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в <адрес> принадлежала 1/2 часть жилого <адрес> (л.д. 86).
В соответствии с техническими паспортами БТИ от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в <адрес>, которые принадлежали ФИО3, фактически составляют две изолированные <адрес> общей площадью 27,4 кв.м, в том числе жилой - 13,2 кв.м, и № общей лощадью 32,0 кв.м, в том числе жилой - 13,1 кв.м (л.д. 8-13).
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина права собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Исходя из положений статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Согласно статье 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации временем открытия наследства является момент смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день и момент смерти, указанные в решении суда.
Граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга, если момент смерти каждого из таких граждан установить невозможно. При этом к наследованию призываются наследники каждого из них.
Согласно статье 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.
В силу статьи 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Таким образом, исходя из приведённых норм права, имущество умершего может наследовать его наследник, который призывается в силу закона или завещания.
После смерти ФИО3 наследство приняли ее дочери ФИО11 и ФИО10 (л.д. 39-45).
ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).
Принимая решение о признании права собственности за ФИО11 на спорные квартиры, районный суд пришел к выводу, что после смерти ФИО10 наследство фактически приняла её сестра ФИО11, и что сведений об иных наследниках по закону первой и второй очередей, по завещанию или в порядке статьи 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться, поскольку после смерти ФИО10 наследником по закону является её супруг ФИО1 (л.д. 93, 141).
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене с принятием нового решения. которым за ФИО11 необходимо признать право собственности на ? доли <адрес> №, расположенные по адресу: <адрес> после смерти ФИО3 В остальной части заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рамонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. отменить. Принять по делу новое решение.
Признать за ФИО11 Зоей ФИО4 в порядке наследования по закону, после смерти ФИО3, право собственности на ? доли <адрес> общей площадью 32,0 кв.м, в том числе жилой 13.1кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Признать за ФИО11 Зоей ФИО4 в порядке наследования по закону, после смерти ФИО3, право собственности на ? доли <адрес> общей площадью 27,4 кв.м, в том числе жилой 13.2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В остальной части заявленных требований - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллеги: