Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп
Дело №А01-2089/2012
23 апреля 2013года
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2013 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Шебзухова З.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дамницкой А.А., рассмотрев исковое заявление администрации муниципального образования «Город Майкоп» (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (ИНН 0105019721, ОГРН 1020100709694), Министерству регионального развития Российской Федерации, о взыскании убытков в размере 2 919 924 рубля, третье лицо – Министерство финансов Республики Адыгея, при участии в судебном заседании до перерыва: от администрации муниципального образования «Город Майкоп» – Божковой Ю. (доверенность в деле), от Министерства финансов Российской Федерации- Маможенко Т.В. ( доверенность в деле), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Город Майкоп» (далее – администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании убытков в размере 2 919 924 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Майкопского городского суда от 31.10.2011 по делу №2-2673/2010 на администрацию возложена обязанность предоставить Шевченко И.Ю, как инвалиду, жилое помещение на состав семьи из пяти человек во внеочередной порядке с учетом права на дополнительную площадь.
Во исполнение указанного решения администрацией на основании муниципального контракта от 14.05.2012 № 1/И приобретена пятикомнатная квартира, общей площадью 107,7 кв.м., расположенная по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, 4А, кв.3, стоимость которой составляет 2 919 924 рублейрублей, и передана по договору социального найма Шевченко И.Ю.
В соответствии с вводной частью Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131 —ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
В связи с отсутствием средств, администрация просит суд компенсировать ей убытки, связанные с приобретением квартиры, переданной по договору социального найма Шевченко И.Ю., за счет казны Российской Федерации.
Определением суда от 18.12.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации.
В представленном суду отзыве Министерство финансов Российской Федерации иск не признало, в возражении указав, что распорядителем средств федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является Министерство регионального развития Российской Федерации. Ответчик полагает, что отсутствуют основания для возложения на него данной ответственности.
Министерство регионального развития Российской Федерации также считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Министерство финансов Республики Адыгея, в представленном суду отзыве поддержало позицию истца.
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 17 апреля 2013года.
После перерыва судебное заседание продолжено 17 апреля 2013года в том же составе суда в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Адыгея (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания).
В силу пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает заявление в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, убытки подлежащими взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации по следующим основаниям.
Шевченко Игорь Юрьевич, 28.05.1956 года рождения состоит с 08.08.2001 на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения (учетное дело № 3586).
Решением Майкопского городского суда от 31.10.2011 по делу №2-2673/2010 на администрацию возложена обязанность предоставить Шевченко И.Ю, как инвалиду, жилое помещение на состав семьи из пяти человек во внеочередной порядке с учетом права на дополнительную площадь.
Из мотивировочной части указанного решения следует, что Шевченко И.Ю. является инвалидов первой группы по общему заболеванию и страдает хроническим заболеванием- отсутствием нижних конечностей. Основанием к отнесению Шевченко .Ю. к данной категории указаны постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Во исполнение данного решения суда администрацией приобретена пятикомнатная квартира, общей площадью 107,7 кв.м., расположенная по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 4 А, кв. 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от серии 01-АА № 420 062, где основанием указан муниципальный контракт от 14.05.2012 № 1/и на приобретение в муниципальную собственность квартиры.
13 июня 2012 года между администрацией (наймодатель) и Шевченко И.Ю.(наниматель) заключен договор № 1944 социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из пяти жилых комнат в отдельной квартире, общей площадью 107,7 кв.м., по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 4 А, кв. 3, для проживания в нем (пункт 1.1 договора).
В связи с необходимостью несения расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005г., как следует из части второй статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Представителями лиц, участвующих в деле не оспаривается, что Шевченко И.Ю. был признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на соответствующий учет до 1 января 2005 года.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Правила определяют порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, имеющих детей-инвалидов, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета.
Положениями пункта 3 статьи 20 Закона № 131 –ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации не компенсировал.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, администрация не могла отказать Шевченко И.Ю. в предоставлении жилого помещения.
В связи с предоставлением жилого помещения Шевченко И.Ю. по договору социального найма администрация, в силу жилищного законодательства, не может им распоряжаться и за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства, соответственно, денежные средства, уплаченные истцом за приобретенное жилое помещение, подлежат компенсации как расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Таким образом, суд первой инстанции признает заявленные убытки обоснованными и удовлетворяет иск за счет средств казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что убытки должны взыскиваться с Министерства регионального развития Российской Федерации судом не принимается ввиду следующего.
В силу частей 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
По утверждению Министерства финансов Российской Федерации, обязанность Министерства регионального развития Российской Федерации по компенсации из федерального бюджета расходов на обеспечение жильем семей, имеющих детей-инвалидов, следует из приложения N 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год", поскольку данный нормативно-правовой акт определяет Министерство регионального развития Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.
Однако в приложении N 8 к названному Закону Министерство финансов Российской Федерации, наряду с Министерством регионального развития Российской Федерации, прямо указан как орган государства, осуществляющий мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, располагающий средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделенными из бюджета средствами в размере более 285 млн рублей (Министерства регионального развития Российской Федерации - 4 359 тыс. рублей).
Таким образом, нормативный акт, на который ссылается Министерства финансов Российской Федерации, позволяет признать его органом государства, представляющим Российскую Федерацию, выступающим от имени казны Российской Федерации в данных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Государственная пошлина по имущественным спорам, рассматриваемым в арбитражными судами, уплачивается исходя из цены иска (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса).
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.35 данного Кодекса федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, за рассмотрение дела в арбитражном суде государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, 9) за счет казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования «Город Майкоп» ( г. Майкоп, ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) убытки в сумме 2 919 924 рубля в счет компенсации расходов, связанных с приобретением жилого помещения Шевченко И.Ю.
Исполнительный лист выдать по вступлению решения в силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, жалоба подается через суд, вынесший решение.
Судья
З.М. Шебзухов