А79-5616/2008
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-5616/2008
09 сентября 2008 года
Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи Михайлов А.Т.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Михайловым А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Анисимову Андрею Васильевичу д. Сидели Батыревского района Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности
при участии:
представителя заявителя старшего специалиста Аликова А.Ю., по доверенности от 28.12.2007 № 01-1879
индивидуального предпринимателя Анисимова А.В.
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары (зале заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Анисимова Андрея Васильевича д. Сидели Батыревского района Чувашской Республики (далее ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В заявлении указывается, что 10.08.2008 в 14 час. 45 мин. при осуществлении транспортного контроля на 42-ом километре федеральной дороги А-151 был проверен автобус, под управлением водителя предпринимателя Анисимова А.В., являющегося лицензиатом, который осуществлял перевозку пассажиров на коммерческой основе по маршруту Батырево - Чебоксары в количестве 11 человек. При этом были выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий: перевозка пассажиров на коммерческой основе по маршруту Батырево Чебоксары без паспорта маршрута и схемы опасных участков; отсутствует путевой лист; отсутствует подтверждение проведения предрейсового техосмотра автобуса и предрейсового медосмотра водителя.
В связи с этим в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании которого заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Анисимова А.В. к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления заявление поддержал по основаниям в нем изложенным, просил его удовлетворить и привлечь ответчика к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприниматель пояснил, что он действительно перевозил пассажиров на свадьбу из с. Батырево в г. Чебоксары, при этом взял по 150 руб. с каждого. Маршрут у него отсутствует, лицензия имеется. Выявленные факты не оспорил.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Анисимов Андрей Васильевич 15.07.1976 года рождения, уроженец д. Сидели Батыревского района Чувашской АССР, является предпринимателем (свидетельство серии 21 № 001800460 от 12.02.2007) и ему выдана лицензия № АСС 21-010577 (серия ЖА № 021651) на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия с 28.02.2007 по 01.03.2012.
Предпринимателю принадлежит автобус ГАЗ 312132 с государственным регистрационным номером АМ 420 21 rus (свидетельство о регистрации ТС серии 21 РТ 314978 лист дела 6)
10.08.2008 в 14 час. 45 мин. при осуществлении транспортного контроля на 42-ом километре федеральной дороги А-151 должностным лицом Управления был проверен автобус, принадлежащий предпринимателю и под управлением водителя предпринимателя Анисимова А.В.
Проверкой установлено, что предприниматель осуществлял перевозку пассажиров на коммерческой основе по маршруту Батырево - Чебоксары в количестве 11 человек. При этом им были выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий:
- перевозка пассажиров на коммерческой основе по маршруту Батырево Чебоксары без паспорта маршрута и схемы опасных участков;
- отсутствует путевой лист;
- отсутствует подтверждение проведения предрейсового техосмотра автобуса, так как нет путевого листа.
-отсутствует подтверждение предрейсового медосмотра водителя, так как нет путевого листа.
По данным фактам 10.08.2008 в отношении предпринимателя должностным лицом Управления составлен протокол № 000341 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Одновременно ответчику были разъяснены его права и обязанности, от него получены объяснения, в которых он указал, что с нарушениями согласен, а также выдана копия протокола.
На основании данного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, которое суд находит подлежащим удовлетворению в силу следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 данного Федерального закона).
Согласно статье 2 названного Федерального закона под лицензионными требованиями и условиями понимают совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются:
соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
Грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий является использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра (пункт 5 Положения о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 22.12.2004 № АН-368 ФС, осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий возложено на Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Часть 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены также в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, и обязательны для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами (пункт 1.2).
Так, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности пункт 2.2 этого Положения относит:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Далее пункт 5.2 названного Положения предусматривает, что владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
Иные требования к деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек установлены в Требованиях по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, где в подпункте 2.3.7. пункта 2 предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
В приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» установлена обязанность индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок оформлять путевые листы, в которых делаются отметки о том, что: «Водитель по состоянию здоровья к управлению транспортным средством допущен» и «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен», то есть о прохождении предрейсового технического осмотра автобуса и предрейсового медосмотра водителя.
Отсутствие надлежащим образом оформленного путевого листа свидетельствует о несоблюдении лицензиатом требований о прохождении предрейсового технического осмотра автобуса и предрейсового медосмотра водителя.
Предпринимателем названные нормативные акты не соблюдаются.
Статья 14.1 КоАП РФ в части 3 устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Часть 4 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, при этом в примечании к данной части указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Суд находит, что в действиях предпринимателя усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного и частью 3 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Так, предпринимателем на момент проверки не был оформлен и не предъявлен путевой лист, у него отсутствовал паспорт маршрута и схема опасных участков, по которому осуществлялась перевозка пассажиров, а также не представлены доказательства прохождения предрейсового медицинского осмотра водителя, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отсутствие предрействого технического осмотра автобуса является грубым нарушением лицензионных условий и требований и влечет административную ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, нашел подтверждение в протоколе № 000341 об административном правонарушении от 10.08.2008.
В порядке статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Смягчающих вину правонарушителя обстоятельств в смысле статьи 4.2 КоАП РФ суд не усматривает.
С учетом конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание, что Анисимовым А.В. фактически совершено два самостоятельных административных правонарушения, суд считает необходимым привлечь его к административной ответственности в виде штрафа на сумму 4 000 руб.
Руководствуясь частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя Анисимова Андрея Васильевича, 15.07.1976 года рождения, уроженца д. Сидели Батыревского района Чувашской АССР, зарегистрированного и проживающего в д. Сидели Батыревского района Чувашской Ресублики, к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Ространснадзора), банк получателя ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет 40101810900000010005, ИНН получателя 2128011031, КПП получателя 213001001, код ОКАТО 97401000000, БИК получателя 049706001, код бюджетной классификации 106 1 16 90040 04 0000 140, назначение платежа прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
По истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу и при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок.
Председательствующий А.Т. Михайлов