Дело № 2а-1693/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2017 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Шкробова Д.Н.,
при секретаре Ломаевой Е.С.,
с участием:
прокурора Кузнецовой Е.В.,
представителя административного истца – Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике – Мельникова И.Б.,
административного ответчика Саченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике о помещении Саченко А.В., являющегося лицом без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан,
у с т а н о в и л:
Саченко А.В., <дата> г.р., уроженец <***>.
Саченко А.В. <дата> осужден <***>, освобожден из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Удмуртской Республике по отбытии срока наказания <дата>. В материалах личного дела осужденного имеется паспорт гражданина СССР образца 1974 года серии V-ФЛ №***, выданный <дата> ОВД <*****>.
Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от <дата> №***-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Саченко А.В. признано нежелательным. С распоряжением Саченко А.В. ознакомлен <дата> Информация об обжаловании указанного распоряжения в адрес МВД по Удмуртской республике не поступала.
<дата> Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – МВД по Удмуртской Республике) принято решение о депортации Саченко А.В., с решением Саченко А.В. ознакомлен <дата>.
<дата> Саченко А.В. освободился из мест лишения свободы по отбытии срока наказания. <дата> МВД по Удмуртской Республике принято решение о помещении Саченко А.В. с <дата> в центр временного содержания иностранных граждан (далее – специальное учреждение), находящийся по адресу: <*****>, на срок, не превышающий 48 часов.
<дата> МВД по Удмуртской Республике обратилось в суд с заявлением о помещении Саченко А.В. в специальное учреждение сроком на 90 суток, до <дата>.
Представитель административного истца – Мельников И.Б. в судебном заседании административный иск поддержал, просил его удовлетворить. Дополнительно суд пояснил, что в связи с не подтверждением гражданства <***> у Саченко А.В., в отношении него в настоящее время инициирована процедура реадмиссии.
Саченко А.В. в суде против удовлетворения иска не возражал, пояснив при этом, что желает убыть в <*****>, где у него проживают родственники.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 08 марта 2015 г. № 22-ФЗ с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении, в том числе судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее – территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) (ч. 1 ст. 266 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
специальное учреждение - специальное учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также - иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).
Пунктом 3 указанной статьи определено, что в целях Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Исходя из системного толкования данных правовых норм в их взаимосвязи, учитывая отсутствие для лиц без гражданства специальных правил, отличающихся от правил, установленных для иностранных граждан в сфере отношений, связанных с помещением данных лиц в специальное учреждение в связи депортацией или реадмиссией, суд полагает возможным применение норм главы 28 КАС РФ, регулирующих производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, в отношении лиц без гражданства.
Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 267 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение.
Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение подано уполномоченным лицом – МВД по Удмуртской Республике, являющимся территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, с соблюдением срока (в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина в специальное учреждение), установленного ч. 1 ст. 267 КАС РФ, процедуры (принятие Министром внутренних дел по Удмуртской Республике решения о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение), предписанной п. 5 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1306, в суд по месту нахождения специального учреждения.
В соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации такое решение может быть принято Минюстом России.
В соответствии с ч. 5 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Статьей 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации.
Согласно п. 11 данной статьи в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в
п. 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 данной статьи).
В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Пунктом 9.3 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.
Как установлено судом, Саченко А.В. является <***>, уроженцем <***>. Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от <дата> №***-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Саченко А.В. признано нежелательным. Данное решение принято в отношении <***>, находящегося в местах лишения свободы.
<дата> в отношении Саченко А.В. принято решение о депортации. Решение о депортации принято министром внутренних дел по Удмуртской Республике на основании представления врио начальника Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике. Исполнение решения о депортации Саченко А.В. осуществляется после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда. С распоряжением о нежелательности пребывания (проживания) и решением о депортации Саченко А.В. ознакомлен, сведения об их обжаловании отсутствуют.
В силу п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи со статьей 269 КАС РФ, в соответствии с которой в решении об удовлетворении административного искового заявления должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части – конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение является необходимой мерой по обеспечению выполнения решения о депортации таких лиц.
Поскольку Саченко А.В. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, в отношении него уполномоченным лицом принято решение о депортации, суд приходит к выводу о наличии оснований для его помещения в специальное учреждение. Обстоятельства, препятствующие помещению Саченко А.В. в специальное учреждение, судом не установлены.
Таким образом, заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
С учетом необходимости направления и рассмотрения запросов, связанных с депортацией Саченко А.В., организации ее осуществления, срок его нахождения в специальном учреждении до <дата>, о котором просит административный истец, является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 269 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике удовлетворить.
Поместить Саченко А.В., <дата> года рождения, уроженца <***>, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике, расположенный по адресу: <*****>, до 24 час. 00 мин. <дата>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть подано апелляционное представление.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2017 года.
Судья Д.Н. Шкробов