Решение по делу № 2-632/2019 ~ М-524/2019 от 11.11.2019

Дело № 2-632/2019

УИД 32RS0023-01-2019-000939-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 декабря 2019 года г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Поляковой Е. В., при секретаре Ризаевой З. Ю.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Почепского района Брянской области Даленчука И. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, к администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, к администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области, в котором просит суд обязать ответчика организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства: определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп; осуществить информирование жителей поселения о порядке и месте сбора отработанных ртутьсодержащих ламп; разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп; определить лиц, ответственных за обращение с указанными отходами, имеющих соответствующую профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами; заключить договор со специализированной организацией на обезвреживание и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности; разработать паспорта на опасные отходы; установить ответчику срок исполнения данного обязательства в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что Брянской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления Почепского района, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями федерального законодательства. Администрацией Первомайского сельского поселения не организован сбор и не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также не осуществила из информирование, не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены в установленном порядке ответственные лица за обращение с указанными отходами, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами, не заключен договор со специализированной организацией на обезвреживание и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности, не разработаны паспорта на данный вид опасных отходов. Несоблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Первомайского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции РФ.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Почепского района Брянской области Даленчук И. М. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

Ответчик глава администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области Субботина Е. В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, заявленные исковые требования признала в полном объеме.

В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав заместителя прокурора Даленчука И. М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 05.12.2014 года № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается - прием отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с ч. 1 ст.8 названного закона организация сбора бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно ч. 2 ст. 21, ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору в соответствии с санитарными правилами.

Пунктами 8, 9, 12 Правил обращения с отходами производства и потребления (далее – Правил) в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Согласно п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают и утверждают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Пунктами 5,7, 13, 14 Правил закреплено, что хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару. В местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп, в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV класса опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I–IV классов опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712.

В силу п. 3 Правил паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 4 Правил установлено, что паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 года № 242, ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности и согласно ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, являются чрезвычайно опасными отходами.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Брянской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления Почепского района. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями федерального законодательства. Администрацией Первомайского сельского поселения не организован сбор и не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также не осуществила из информирование, не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначены в установленном порядке ответственные лица за обращение с указанными отходами, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами, не заключен договор со специализированной организацией на обезвреживание и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности, не разработаны паспорта на данный вид опасных отходов.

Ответчик глава администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области Субботина Е. В. в представленном суду письменном заявлении исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области признала в полном объеме, требования статей 39, 68, 173 ГПК РФ ответчику понятны, о чем она указала в письменном заявлении.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствие ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, при этом, в порядке ст. 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В порядке ч. 3 ст. 173, ст. 198 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, о чем указывается в решении суда без исследования материалов дела.

Суд принимает признание исковых требований ответчиком главой администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области Субботиной Е. В., так как это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц и государства.

На основании признания ответчиком иска Брянского природоохранного прокурора, а также в связи с тем, что администрацией Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области не выполняются обязанности, возложенные на нее Конституцией РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», которые влекут причинение вреда окружающей среде, нарушение конституционных прав жителей Первомайского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, суд считает, что исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Для устранения в полном объеме допущенного нарушения закона требуется время. Требуемый Брянским природоохранным прокурором срок в 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным. Ответчик глава администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области Субботина Е. В. также согласна с предоставляемым сроком.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес> к администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать администрацию Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями законодательства:

- определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп;

- осуществить информирование жителей поселения о порядке и месте сбора отработанных ртутьсодержащих ламп;

- разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;

- определить лиц, ответственных за обращение с указанными отходами, имеющих соответствующую профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами;

- заключить договор со специализированной организацией на обезвреживание и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I –IV класса опасности;

- разработать паспорта на опасные отходы.

Установить администрации Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области срок исполнения данного обязательства в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е. В. Полякова

2-632/2019 ~ М-524/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Брянский природоохранный прокурор Брянской области
Ответчики
Администрация Первомайского сельского поселения Почепского района Брянской области
Другие
Прокуратура Почепского района Брянской области
Суд
Почепский районный суд
Судья
Полякова Елена Валерьевна
11.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2019[И] Передача материалов судье
11.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
21.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019[И] Судебное заседание
11.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее