Решение по делу № 2а-1371/2019 ~ М-1251/2019 от 06.11.2019

дело № 2а-1371/2019

уникальный идентификатор дела - 75RS0003-01-2019-001834-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     г. Чита

     Забайкальского края                                                                                  26 ноября 2019 года

     Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,

     с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края (далее – процессуальный административный истец) Жамбаловой Александры Дамдинжаповны (далее – Жамбалова А.Д.),

     при ведении протокола судебного заседания секретарём Цыденовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, в защиту законных интересов Российской Федерации, к Лемешеву Александру Викторовичу (далее – Лемешев А.В.) о возложении обязанности представить расчёты по страховым взносам за 2017, 2018 годы,

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края обратился в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в защиту законных интересов Российской Федерации с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Лемешев А.В. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в спорных правоотношениях приравненным к индивидуальным предпринимателям, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование и, соответственно, представлять расчёт таких взносов, однако в нарушение норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по представлению расчётов по страховым взносам за 2017, 2018 годы Лемешевым А.В. не исполнена.

     При подаче указанного административного иска в качестве заинтересованного лица прокурором Железнодорожного района г. Читы заявлена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите).

     В судебном заседании процессуальный административный истец Жамбалова А.Д. заявленные административные исковые требования поддержала.

     Административный ответчик Лемешев А.В. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, не явился, о причинах своей неявки не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просил.

     Заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направило, о причинах неявки своего представителя не сообщило, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя не просило.

     Участие административного ответчика Лемешева А.В., представителя заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие указанного лица и представителя.

     Заслушав объяснения процессуального административного истца Жамбаловой А.Д., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

     Как следует из части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту, в том числе, законных интересов Российской Федерации.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) властные отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов в Российской Федерации регулирует законодательство о налогах и сборах.

     Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

     Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

     В силу статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счёт средств пенсионных накоплений.

     Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.

     В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

     Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страхователь обязан своевременно и в полном объёме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В силу пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

     1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

     При этом, как следует из пункта 2 статьи 11 НК РФ, главы крестьянских (фермерских) хозяйств приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 430 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

     Согласно пункту 3 статьи 432 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчёт по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчётным периодом.

     В силу пункта 4 статьи 432 НК РФ физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчётного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учёта расчёт по страховым взносам за период с начала расчётного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчётом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчёта.

     Форма расчёта по страховым взносам и порядок её заполнения утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

     Как следует из разъяснений, данных в письме Федеральной налоговой службы от 25.12.2017 № ГД-4-11/26372@ «О порядке представления отчётности главами крестьянских (фермерских) хозяйств», выплаты и иные вознаграждения, производимые крестьянским (фермерским) хозяйством в пользу физических лиц, принятых главой крестьянского (фермерского) хозяйства на работу в фермерское хозяйство, в рамках трудовых отношений, на основании статьи 420 НК РФ, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке и у таких плательщиков возникает обязанность по представлению расчёта в налоговые органы в соответствии с нормами НК РФ.

     В случае если главы крестьянских (фермерских) хозяйств как имеющие, так и не имеющие членов крестьянского (фермерского) хозяйства:

- не осуществляют наём работников, то ими представляется расчёт по страховым взносам в налоговый орган по месту учёта до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчётным периодом с указанием кода места представления «124», при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу.

- осуществляют выплаты наёмным работникам, то ими представляется расчёт по страховым взносам в налоговый орган по месту учёта, в сроки установленные для плательщиков-работодателей, - не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчётным (отчётным периодом), то за отчётные периоды первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчёте указывается код места представления «120», при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наёмных работников, а за расчётный период календарный год в расчёте указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наёмных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) - на членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу.

     В случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода, плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчёт с нулевыми показателями (письмо Федеральной налоговой службы от 03.04.2017 № БС-4-11/6174 «По вопросу представления расчётов по страховым взносам»).

     Как установлено в судебном заседании из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.09.2019 ..., Лемешев А.В. 17.05.2011 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, сведений о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в указанной выписке не имеется.

     05.07.2019 Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите в адрес Лемешева А.В. направлено предписание ... об устранении выявленных нарушений, заключающихся в непредставлении расчётов по страховым взносам за 2017, 2018 годы, в срок до 06.08.2019.

     По сообщению Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите от 20.08.2019 ... допущенное нарушение Лемешевым А.В. не устранено.

     При таких обстоятельствах, учитывая приведённые нормы и разъяснения, а также непредставление административным ответчиком Лемешевым А.В. суду доказательств в подтверждение надлежащего исполнения им обязанности по представлению расчётов по страховым взносам за 2017, 2018 годы, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

     Принимая во внимание характер допущенного административным ответчиком Лемешевым А.В. нарушения, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения и сопутствующие такому устранению условия, суд полагает возможным установить срок для устранения допущенного нарушения – не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным.

     В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

     Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права (нормой, предусмотренной частью 1 статьи 114 КАС РФ) и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     В силу части 2 статьи 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, по нормативу 100 процентов подлежит зачислению в бюджет городского округа.

     Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

     Оснований для освобождения административного ответчика Лемешева А.В. от уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьёй 333.36 НК РФ, суд не усматривает, не представлено доказательств в подтверждение наличия таких оснований и самим административным ответчиком Лемешевым А.В.

     При таких обстоятельствах государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в размере 300 рублей, подлежит взысканию с административного ответчика Лемешева А.В. в бюджет городского округа «Город Чита».

     Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, в защиту законных интересов Российской Федерации, удовлетворить.

     Возложить на Лемешева Александра Викторовича обязанность не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите расчёты по страховым взносам за 2017, 2018 годы.

     Взыскать с Лемешева Александра Викторовича в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 300 рублей.

         Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края.

    Судья                            О.В. Огурцова

    Мотивированное решение суда изготовлено 26.11.2019.

2а-1371/2019 ~ М-1251/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Читы
Ответчики
Лемешев Александр Викторович
Другие
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите
Суд
Железнодорожный районный суд г. Читы
Судья
Огурцова Олеся Викторовна
06.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
07.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019[Адм.] Судебное заседание
26.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее