Дело ....
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Епановой Т.В.,
с участием прокурора Байкина И.М.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 28 апреля 2015г. в г. Ухте дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми о продлении срока содержания Симонян С.И. в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми (с местом дислокации город Ухта) до получения ответа из ФМС России,
у с т а н о в и л:
УФМС по РК обратилось в суд с заявлением о продлении срока содержания в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми (с местом дислокации город Ухта) гражданина Симонян С.И.
В заявлении указано, что Симонян С.И. решением Удорского районного суда Республики Коми от 25.06.2013г. помещен в Специальное учреждение до решение вопроса о депортации. Определением суда срок содержания Симонян С.И. в указанном учреждении определен до 28.04.2015г. Согласно полученного ответа Консульского отдела Посольства Республики Азербайджан от 04.01.2015г. следует, что Симонян С.И. зарегистрированным/снятым с регистрационного учета не значится, не документирован паспортом и удостоверением личности гражданина Азербайджана, определить принадлежность Симонян С.И. к гражданству Республики Азербайджан не представляется возможным. В настоящее время направлены документы в управление внешних связей ФМС России для определения правового положения гражданина Симонян С.И. Заявитель просит продлить срок содержания Симонян С.И. в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми (с местом дислокации город Ухта) до получения ответа из УВС ФМС России.
Представитель УФМС по РК Садыкова М.Н. поддержала заявленные требования.
Симонян С.И. и его представитель Меликсетян Г.Р. против заявленных требований возражают.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявление, участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).
Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п.9 ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.
В силу пп. 11, 12 ст. 31 Закона №115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (ст. 34 Закона №115-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что Симонян С.И. решением Удорского районного суда Республики Коми от 25.06.2013г. помещен в Специальное учреждение до решение вопроса о его депортации. Определением суда срок содержания Симонян С.И. в указанном учреждении установлен до 28.04.2015г.
Вместе с тем, из дела следует, что согласно полученного ответа Консульского отдела Посольства Республики Азербайджан от 04.01.2015г. Симонян С.И. зарегистрированным/снятым с регистрационного учета не значится, не документирован паспортом и удостоверением личности гражданина Азербайджана, определить принадлежность Симонян С.И. к гражданству Республики Азербайджан не представляется возможным.
Согласно письму УФМС по РК от 13.04.2015г. №7/1-6203 из консульских отделов Республики Азербайджан и Республики Армения поступили ответы, из которых следует, что определить принадлежность гражданина Симонян С.И. к гражданству указанных государств не представляется возможным.
В соответствии со справкой №14 ВрИД начальника Мозырского РОВД Республики Беларусь от 24.12.2008г. гр. Симонян С.И. является лицом без гражданства.
Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод требует, чтобы в течение задержания против лица предпринимались меры по высылке. Если эта процедура не осуществляется с должной тщательностью, задержание перестает быть допустимым в соответствии с подп. «f» п. 1 ст. 5. Цель задержания утрачивается, если оно длится чрезмерно долго, а сама высылка перестает быть реальной (то есть осуществимой в ближайшей перспективе) (решение Европейского суда по правам человека от 15 ноября1996г. по делу «Чахал (Chahal) против Соединенного Королевства»).
Суд также учитывает, что у компетентных органов в сфере миграционного контроля имелось достаточно времени для проведения соответствующих процедур депортации с момента вынесения 16.05.2013г. Минюстом России распоряжения о нежелательности пребывания Симонян С.И. на территории Российской Федерации.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ заявителем не представлены достоверные доказательства как того, что вопрос в отношении Симонян С.И. будет разрешен в ближайшее время, так и того, какие меры принимаются к этому.
Как отмечал в своих актах Европейский суд по правам человека «…даже если цель содержания под стражей законна, его длительность не должна превышать разумно необходимую для достижения преследуемой цели» (Постановление Европейского Суда от 18 апреля 2013г. по делу «Азимов против Российской Федерации» § 166, а также Постановление Европейского Суда по делу «Шакуров против Российской Федерации» (Shakurov v. Russia) от 5 июня 2012г., жалоба №55822/10, § 162; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014г.)
Следовательно, по делу не усматривается оснований для продления срока дальнейшего содержания Симонян С.И. в Специальном учреждении.
Учитывая изложенное, представленные в материалы дела доказательства, требования вышеуказанных нормативных актов, в том числе Конституции Российской Федерации, международных актов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми о продлении срока содержания Симонян С.И. в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми (с местом дислокации город Ухта) до получения ответа из ФМС России – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения (полный текст – 30 апреля 2015г.).
Судья В.И. Утянский