Судья Яковенко Т.И.. Дело № 33-6280/2014
А-10
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Емельянова В.А.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Борисова В.И. к Муниципальному бюджетному учреждению «Дом культуры» Епишинского сельсовета о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,
по апелляционной жалобе представителя администрации Енисейского района Красноярского края – Забзеевой С.П.
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 29 апреля 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры» Епишинского сельсовета в пользу Борисова В.И. 2 981 руб. 57 коп.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Дом культуры» Епишинского сельсовета, начиная с 1 марта 2014 года, начислять и выплачивать Борисову В.И. заработную плату, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной им месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры» Епишинского сельсовета в доход бюджета муниципального образования Енисейский район государственную пошлину в размере 600 рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисов В.И. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дом культуры» Епишинского сельсовета о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что работает у ответчика в должности сторожа. Заработная плата ответчиком начисляется и выплачивается с нарушением требований трудового законодательства, так как районный коэффициент и северная надбавка включаются в размер МРОТ.
В этой связи просил суд взыскать с работодателя задолженность по заработной плате за февраль 2014 года, возложить на ответчика обязанность, начиная с 01.03.2014 года, начислять и выплачивать заработную плату в размере не менее МРОТ с последующим начислением на нее районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрация Енисейского района Красноярского края – Забзеева С.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
В судебное заседание истец Борисов В.И., представители МБУ Дом культуры» Епишинского сельсовета, администрации Енисейского района, МКУ «Межведомственная бухгалтерия» надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме – 5 554 руб..
В силу требований ст. 148, 315-317 ТК РФ оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.02.1960, Указу Президиума ВС СССР от 26.09.1967 №1980-VII, Постановлению ЦК КПСС Совета Министров СССР ВЦСПС от 06.04.1972 №255, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к заработной плате работников начисляется районный коэффициент в размере 30% и надбавка в размере 50%.
Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 №12 Енисейский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Борисов В.И. с 07.12.2013 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с МБУ «Дом культуры» Епишинского сельсовета. Из исследованных судом расчетных листов следует, что в феврале 2014 года истцу была начислена заработная плата в сумме 6 827 руб., которая без учета районного коэффициента и северной надбавки составляла менее МРОТ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения (ст. ст. 129, 133, 135, 146, 315, 316 ТК РФ, ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» N 82-ФЗ), пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Борисова В.И. и взыскании в его пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль 2014 года в сумме 2 981, 57 руб.
При этом суд исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой, в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на правильно примененных нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20.04.2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК Российской Федерации.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Как правильно указано судом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истца в феврале 2014 года не может быть менее 9 997, 20 руб. при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени, и выполнении нормы труда.
В связи с чем, размер задолженности работодателя перед истцом по заработной плате за февраль 2014 года с учетом произведенных начислений и отработанного времени составила 2 981,57 руб., расчет которого произведен судом правильно и сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, судебная коллегия находит неправомерным вывод суда о возложении на ответчика обязанности установить заработную плату истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ за неотработанное время.
Учитывая, что согласно ч. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, которые не предусматривают возможности установления заработной платы и ее взыскание за будущее время, исковые требования о возложении на ответчика обязанности по начислению и выплате заработной платы в соответствии с нормами трудового законодательства в последующее время, не подлежат удовлетворению, а решение суда в части удовлетворения данных требований подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о правомерности включения работодателем в величину минимальной заработной платы всех видов выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе компенсационных (районный коэффициент и северная надбавка), судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 29 апреля 2014 года в части возложения на Муниципальное бюджетное учреждение «Дом культуры» Епишинского сельсовета обязанности по начислению и выплате Борисову В.И. начиная с 1 марта 2014 года заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной им месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, отменить.
Принять в этой части новое решение, которым Борисову В.И. в удовлетворении требований о возложении на Муниципальное бюджетное учреждение «Дом культуры» обязанности по начислению и выплате ему начиная с 1 марта 2014 года заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, отказать.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Енисейского района Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: