Дело № 2-2936/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Карпачевой С.А.,
при секретаре Стрелковой Н.В.
с участием старшего помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Прохорова А.П.
представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Бодяк Н.А., действующей на основании доверенности от 24.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Белогорского гарнизона обратился в суд с иском к МО РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о возложении обязанности по оборудованию территорий площадок для временного хранения золошлаков котельных, в обоснование указав, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законодательства по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при хранении золошлаковых отходов на территории, прилегающей к находящимся в эксплуатации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России котельным. В ходе проведения осмотра территорий, прилегающей к котельным установлены нарушения п.п.3.4 и 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03: по периметру площадки хранения золошлака отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плита и т.д.); поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека. Выявленными нарушениями в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем истец просит суд обязать Минобороны и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ в срок до 1 сентября 2019 года привести места временного хранения золошлаков: котельной № 28, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. 3.7. СанПин 2.1.7.1322-03 2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарные эпидемиологические правила и нормативы», а именно: оборудовать территории площадок для временного хранения золошлаков навесами для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадок – искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадок – обваловкой и обособленной сетью ливнестоков.
В судебном заседании военный прокурор Прохоров А.П. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Бодяк Н.А. исковые требования не признала по основаниям изложенных в письменных возражениях.
Представитель МО РФ в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявлений и ходатайств не представил. На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя МО РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В судебном заседании установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 года № 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.
В соответствии с п. 3 Приказа основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Котельные: № 28, расположенная по адресу: <адрес>, являются собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России.
В мае 2018 года военным прокурором выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при хранении золошлаковых отходов на территории, прилегающей к находящимся в эксплуатации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России котельным, заключающиеся в том, что по периметру площадки хранения золошлаков отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плита и т.д.); поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Для устранения указанных недостатков необходимо оборудовать территории площадок для временного хранения золошлаков навесами для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадок – искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадок – обваловкой и обособленной сетью ливнестоков.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами проверки военной прокуратуры.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3.2 СанПин 2.1.7.1322-03 2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарные эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 (далее - СанПин 2.1.7.1322-03) временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п.3.4 СанПин 2.1.7.1322-03 в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
В соответствии с п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-02 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Система теплоснабжения, включающая в себя котельные, является имуществом, находящимся в государственной собственности и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации во владение, пользование и распоряжение.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании не установлено наличие каких-либо договоров (соглашений) заключенных между Минобороны РФ с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ или иными лицами и возлагающие на них обязанности по оборудованию специальных площадок для временного хранения отходов производства котельных – золошлаков.
Согласно ст. 12 ГК РФ способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку из материалов дела усматривается, что для устранения выявленных военным прокурором нарушений необходимо оборудовать места временного хранения золошлаков в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, данная обязанность возложена на Минобороны РФ, как собственника объекта теплоснабжения, однако ответчиком не исполнена, в связи с чем, суд полагает, что требования военного прокурора в указанной части правомерны и подлежат удовлетворению.
В связи с указанными обстоятельствами требования к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести места временного хранения золошлаков котельной: № 28, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. 3.7. СанПин 2.1.7.1322-03 2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарные эпидемиологические правила и нормативы», а именно: оборудовать территории площадок для временного хранения золошлаков навесами для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадок – искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадок – обваловкой и обособленной сетью ливнестоков.
В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья С.А.Карпачева
Решение в окончательной форме изготовлено судом 29 сентября 2018 года.
Судья С.А.Карпачева