Дело № 2а-226/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2017 года г. Брянск
Брянский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Коломойца С.В., при секретаре Макаренко С.В., с участием административного истца Ласточкина А.В., в отсутствие административного ответчика – начальника отделения (территориального, г. Брянск) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – начальника отделения (территориального, г. Брянск) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ), в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному иску военнослужащего контрактной службы войсковой части № <данные изъяты> Ласточкина А.В. об оспаривании действий и решений начальника отделения (территориального, г. Брянск) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, связанных с не включением членов его семьи в состав семьи военнослужащего, нуждающегося в жилых помещениях по избранному им постоянному месту жительства, -
у с т а н о в и л:
В своем административном исковом заявлении Ласточкин А.В. просит суд:
- признать незаконным решение начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 18 сентября 2017 года № 14-30/40/2017 в части отказа во включении в состав его семьи его супруги – ФИО4, дочери – ФИО5 и сына - ФИО6 в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства;
- обязать начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ повторно рассмотреть вопрос о включении в состав его семьи и о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства его супруги – ФИО4, дочери – ФИО5 и сына - ФИО6
В обоснование своих требований Ласточкин А.В. в исковом заявлении указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № в <адрес>.
14 августа 2017 года в соответствии со ст. 52 ЖК РФ и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на основании его заявления и представленных документов он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с избранным местом получения жилья в <адрес>-Эл.
Решением начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 18 сентября 2017 года № 14-30/40/2017 члены его семьи: супруга – ФИО4, дочь – ФИО5 и сын - ФИО6 не были включены (отказано во включении) в состав его семьи и отказано в принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства в связи с тем, что отсутствует факт его и их совместного проживания.
В связи с этим он считает эти действия и решение должностного лица незаконными.
В судебном заседании истец Ласточкин А.В. поддержал свой административный иск и просил суд его удовлетворить в полном объеме. Он также пояснил, что на момент возникновения спорных правоотношений 18 сентября 2017 года он и все члены его семьи (супруга и двое детей) числятся зарегистрированными по предыдущему месту прохождения им военной службы в войсковой части № <адрес> в которой он до 10 марта 2014 года проходил военную службу по контракту, по адресу: <адрес> Республики Марий-Эл, <адрес> (благоустроенная 2-комнатная служебная квартира от войсковой части 58661/78, которую он до настоящего времени в установленном законом порядке не сдал по личному усмотрению). Затем он был уволен с военной службы. После перерыва в военной службе, он 28 апреля 2014 года снова поступил на военную службу по контракту в войсковую часть № в <адрес>, которая 27 июля 2016 года изменила место своей дислокации на <адрес> и к декабрю 2016 года она там была расформирована. На ее базе и месте была создана войсковая часть №, в которой он до настоящего времени проходит военную службу по контракту. С июля 2016 года он проживает по месту прохождения военной службы по адресу войсковых частей: № – в <адрес>, в казарме инженерно-саперной роты, в отдельном служебном кубрике. При этом, его супруга и двое детей с ним к новому месту его военной службы в <адрес> с июля 2016 года не прибывали и с указанного времени, в том числе, и на момент возникновения спорных правоотношений, совместно с ним не проживали и не проживают совместно с ним и в настоящее время, по адресам войсковых частей: № в <адрес> не регистрировались. Его супруга трудоустроена по прежнему месту жительства в <адрес>-Эл, дочь там же посещает школу, а его сын – проживает там же и находится под присмотром его матери, проживающей недалеко от его семьи в <адрес>.
Начальник территориального отделения г. Брянск ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, в направленном в адрес суда своем сообщении она просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие и указала, что исковые требования Ласточкина А.В. к начальнику территориального отделения г. Брянск она считает необоснованными, а его исковое заявление – не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Решение начальника отделения (территориального, г. Брянск) «ЗРУЖО» МО РФ № 14-30/40/2017 от 18 сентября 2017 года о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма военнослужащего – <данные изъяты> Ласточкина А.В. единолично с 14 августа 2017 года, и о не включении его супруги – ФИО4, дочери – ФИО5 и сына - ФИО6 в состав его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства, было принято на основании представленных истцом в отделение документов, в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ, по ее мнению, оно является законным и обоснованным.
Находя возможным рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика, рассмотрев административное исковое заявление Ласточкина А.В., заслушав истца, исследовав доказательства, военный суд находит его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, при этом указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора служебного найма.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, является функцией государства и предусматривает закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, а также является обязанностью командиров (начальников).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Как установлено судом, Ласточкин А.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы в Минобороны РФ 16 июня 1998 года, то есть - после 1 января 1998 года, и подлежал обеспечению на весь период военной службы служебным жилым помещением.
Согласно данным из материалов личного дела и учетного жилищного дела на имя истца, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, решением начальника отделения (территориального, г. Брянск) «ЗРУЖО» МО РФ № 14-30/40/2017 от 18 сентября 2017 года истец Ласточкин А.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства после увольнения - единолично с 14 августа 2017 года. Этим же решением должностного лица супруга истца - ФИО4, его дочь – ФИО5 и сын - ФИО6 – не были включены в состав его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства, на основании представленных истцом в отделение документов.
Предметом настоящего судебного разбирательства являются жилищные права военнослужащего Ласточкина А.В. и членов его семьи, в связи с этим специальными нормами, регулирующими возникший спор, являются положения жилищного законодательства.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривают возможность предоставления социальных гарантий, в том числе связанных с обеспечением жилыми помещениями и лицам, не перечисленным в п. 5 ст. 2 названного закона.
Данный вывод подтверждается положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Семейного и Жилищного кодексов Российской Федерации, исходя из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации уточнил круг лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями совместно с военнослужащими, в связи с чем требования п. 5 ст. 2 Закона необходимо толковать в системном единстве с положениями ЖК РФ, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с этим же пунктом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Из изложенного следует, что обеспечение жилым помещением при перемене места жительства указанной категории граждан (как военнослужащих, так и членов их семей) осуществляется при их совместном проживании.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств из материалов дела: копий паспортов, справки о составе семьи истца, справки о трудоустройстве супруги истца от 6 сентября 2017 года, свидетельств о рождении детей, о заключении брака, копии поквартирной карточки и лицевого счета, копии договора найма служебного жилого помещения, выписки из послужного списка и копии контракта о прохождении военной службы, - установлено, что административный истец Ласточкин А.В., его супруга, дочь и сын, хотя и числятся зарегистрированными в одном и том же населенном пункте – по предыдущему месту службы истца в войсковой части № <адрес> по адресу: <адрес> <адрес>, однако на момент возникновения спорных правоотношений 18 сентября 2017 года он и все члены его семьи (супруга и двое детей) реально проживали и проживают не совместно с истцом, а отдельно от него: он – по последнему месту прохождения военной службы по адресу воинской части – войсковой части №: <адрес>, а его супруга и двое детей - по адресу: <адрес>, а также что супруга истца с детьми не прибывала к новому месту военной службы истца в <адрес>, включая и момент возникновения спорных правоотношений, совместно с истцом по последнему месту его военной службы они не проживали и не проживают совместно с ним и в настоящее время, по адресам войсковых частей: № – в <адрес>, и в близлежащих населенных пунктах к последнему месту его военной службы - не регистрировались. Самим истцом каких-либо доказательств этого в судебном заседании не представлено, не добыто их и в ходе судебного разбирательства.
Учитывая данные обстоятельства с учетом приведенных положений ст. 69 ЖК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания супруги, дочери и сына истца Ласточикна А.В. в качестве членов семьи административного истца, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им после увольнения постоянному месту жительства. В связи с этим супруга истца – ФИО4, его дочь – ФИО5 и сын - ФИО6 – не могут быть учтены при решении вопроса о нуждаемости административного истца и членов его семьи в жилом помещении по избранному им постоянному месту жительства после увольнения.
Поскольку супруга и дети истца совместно с ним на момент признания нуждающимися в жилом помещении в сентябре 2017 года не проживали, то к членам его семьи в силу указанных норм не относятся, а поэтому права на реализацию жилищных прав совместно с истцом (супругом и отцом) они не имеют.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, а также оценивая в совокупности представленные доказательства с учетом объективных данных об отсутствии совместного проживания в сентябре 2017 года административного истца по последнему месту прохождения им военной службы и его супруги с двумя детьми на момент возникновения спорных правоотношений, - поскольку ответчиком при принятии решения 18 сентября 2017 года и в судебном заседании объективно установлены обстоятельства раздельного проживания истца от его семьи, что исключает ведение ими совместного хозяйства, поэтому суд приходит к выводу о том, что какие-либо права и законные интересы истца Ласточкина А.В., его супруги и его двух детей – должностным лицом не нарушены, а решение начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 18 сентября 2017 года № 14-30/40/2017 в части отказа во включении в состав его семьи его супруги – ФИО4, дочери – ФИО5 и сына - ФИО6 в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства – основано на законе, то есть - является законным и обоснованным, а потому требования административного истца Ласточкина А.В. о признании его незаконным, и о понуждении названного должностного лица уполномоченного жилищного органа повторно рассмотреть вопрос о включении в состав его семьи и о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им постоянному месту жительства его супруги – ФИО4, дочери – ФИО5 и сына - ФИО6 – являются необоснованными и в их удовлетворении надлежит отказать.
При этом, суд находит, что процессуальный срок на обращение с административным исковым заявлением в суд по названным требованиям Ласточкина А.В. не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175- 181 и 227 КАС РФ, военный суд, -
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска военнослужащего контрактной службы войсковой части № сержанта Ласточкина А.В. об оспаривании действий и решений начальника отделения (территориального, г. Брянск) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, связанных с не включением членов его семьи в состав семьи военнослужащего, нуждающегося в жилых помещениях по избранному им постоянному месту жительства, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: С.В. Коломоец