Решение по делу № 2-361/2013 ~ М-285/2013 от 09.04.2013

дело №2-361/13

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н. при секретаре Габидзашвили Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан Удорского района Республики Коми 08 мая 2013 года дело по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Сокерину М.И. о взыскании необоснованно предоставленной субсидии,

установил:

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района», обратившись в суд с иском, указало, что истец наделен полномочием по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ на территории Удорского района. Сокерин М.И. являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ходе проверки был установлен факт предоставления ответчиком недостоверных сведений, а именно непредставление доходов супруги ФИО1 от трудовой деятельности в период работы в <данные изъяты>. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ Сокерину М.В. субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась с нарушением установленного Порядка. Просит взыскать с ответчика необоснованно полученную субсидию в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Сокериным М.И. подано встречное исковое заявление о признании действий истца по возврату сумм субсидии по оплате жилищно – коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей незаконными. В судебном заседании в связи с отказом от встречных исковых требований, производство гражданского дела в этой части прекращено.

В судебном заседании представители истца – Тимакова Т.П., Митин А.А. исковые требования и доводы поддержали в полном объеме.

Ответчик – Сокерин М.В. с иском не согласился, указав, что действительно в указанные периоды его супруга осуществляла трудовую деятельность, однако трудовые и иные договору с ней не заключались, по устному разъяснению руководства предприятий на которых она работала, официально на работу ее не принимали, страховые взносы не выплачивались. Более того ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» дополнительных документов, кроме тех, которые предъявлялись им при подаче соответствующих заявлений на получение субсидии, не истребовал.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела №2-361/13, личное дело получателя субсидии на оплату ЖКУ Сокерина М.И., суд пришел к следующему.

Статьей 159 частью 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Пунктом 3 данных установлено, что право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В соответствии с пунктом 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Согласно пунктам 60-61 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 14 Правил определено, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Пункт 11 Правил предусматривает, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В соответствии с пунктом 12 Правил при наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, установленные законодательством РФ, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной помощи».

Согласно статье 10 данного Федерального закона заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Анализ данных норм, позволяет суду сделать вывод о том, что представление недостоверных данных служит основанием для прекращения оказания социальной помощи с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При этом оказание государственной социальной помощи прекращается на срок, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. По истечении этого срока гражданин может повторно обратиться в орган социальной защиты населения для предоставления ему государственной социальной помощи.

Таким образом, представление получателем субсидии недостоверных данных влечет прекращение оказания социальной помощи, в то время как в случае представления получателем субсидии заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) её размера, производится возврат субсидии в бюджет.

Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, Сокерин М.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С соответствующим заявлением ответчик обращался каждые три месяца ежегодно в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района», предоставляя соответствующие документы, на основании которых назначалась субсидия.

В состав его семьи входит ФИО1, брак с которой зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

В долевой собственности супруги имеют жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица на ФИО1, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях с <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - с ООО «Труд – Маркет», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - с <данные изъяты> имея доход от данной деятельности.

Указанные сведения Сокериным М.И. в орган социальной защиты при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставлялись.

ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОУУП и ПДН ОМВД России по Удорскому району в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса РФ, отказано за отсутствием в действиях Сокерина М.И. состава преступления.

Оценивая действия ответчика при подаче заявления о предоставлении субсидии и приложенных к нему документов, суд полагает, что умысла на введение в заблуждение истца с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось.

Доказательств обратного ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» не представлено.

В связи с чем, оснований для признания действий ответчика как предоставление истцу заведомо недостоверной информации с целью получения субсидии не имеется.

Таким образом, суд считает, что доказательств предоставления Сокерину М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с нарушением установленного законом порядка, не имеется, оснований для взыскания в пользу истца с ответчика, полученной субсидии в размере <данные изъяты> рублей, не установлено.

На основании определения Удорского суда от 11 марта 2013 года уплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей отсрочена до дня вынесения решения судом.

Поскольку в удовлетворении требований истцу следует отказать, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в пользу местного бюджета МР «Удорский» следует взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Сокерину М.И. о взыскании необоснованно предоставленной субсидии, отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» в местный бюджет муниципального образования муниципального района «Удорский» государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейка.

Составление мотивированного решения отложить до 18 часов 13 мая 2013 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Удорский районный суд Республики Коми.

.

Судья                             А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 13 мая 2013 года.

2-361/2013 ~ М-285/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУ РК "ЦСЗН Удорского района"
Ответчики
Сокерин М.И.
Суд
Удорский районный суд
Судья
Жданов Алексей Николаевич
09.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2013[И] Передача материалов судье
12.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2013[И] Судебное заседание
13.05.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее