Дело № 2-952/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 03 июня 2016 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шорохова С.В.,
при секретаре Сизовой О.А.,
с участием истца Воронина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронина А.В. к Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, установлении 36 – часовой рабочей недели, предоставлении 14-ти дневного отпуска за работу с вредными условиями труда,
У С Т А Н О В И Л :
Воронина А.В. обратился в суд с иском к войсковой части <данные изъяты>, ФКУ «<данные изъяты>», в котором просит обязать ответчиков установить с ДД.ММ.ГГГГ сокращенную продолжительность рабочего времени – 36-часовую рабочую неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней, ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 12 % к должностному окладу, произвести перерасчет компенсацию за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, мотивируя тем, что работает в войсковой части <данные изъяты> в должности командира отделения пожарной команды с ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно коллективного договора и карты аттестации рабочего места, его рабочее место связано с выполнением им работы во вредных условиях труда и ему положена надбавка 12 % к окладу, которая ему недоначислялась, сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, и четырнадцатидневный ежегодный оплачиваемый отпуск. Также просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В связи с тем, что войсковая часть <данные изъяты> является структурным подразделением, судом привлечен соответчиком, ФКУ «<данные изъяты>».
Ответчики ФКУ «<данные изъяты>» и ФКУ «<данные изъяты>» по существу спора представили письменные возражения, в которых иск не признали, указывая на то, что с ответчиком при трудоустройстве был заключен трудовой договор, который не содержит каких либо компенсационных выплат за работу с вредными условиями труда. В войсковой части <данные изъяты> проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Договор с Воронина А.В. был заключен ДД.ММ.ГГГГ и на него не могут распространяться гарантии, установленные до ДД.ММ.ГГГГ. Воронина А.В. обратился с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трехмесячного срока. Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.
В судебное заседание ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. Представитель войсковой части <данные изъяты> просит рассмотреть дело без его участия.
Воронина А.В. поддержал исковые требования., пояснил, что результаты аттестации и коллективный договор до него лично не доводили, поэтому он не знал, что ему полагаются компенсационные выплаты. В заключенном им трудовом договоре указана 36-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы сторон, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1); Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено в 6-месячный срок после вступления в силу данного Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2 Постановления).
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (далее -Руководство), утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 г. и применяемое согласно его пункту 1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.
Руководство, исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на 4 степени вредности (классы 3.1 - 3.4).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воронина А.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком ФКУ «<данные изъяты>» в лице войсковой части <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, работает в должности <данные изъяты> в/ч <данные изъяты>.
По результатам проведённой в части в 2013 году аттестации рабочих мест по условиям труда рабочее место истца аттестовано с подклассом вредности 3.2.
Согласно Карте аттестации N <данные изъяты> рабочего места "<данные изъяты>" рабочее место командира отделения признано условно аттестованным. Согласно Карты аттестации оценка условий труда: по степени вредности и опасности: 2 степень 3 класса (3.2) вредные, по степени травмоопасности - 2 класс - допустимые. Исходя Карты аттестации вредные условия труда на рабочем месте командира отделения обусловлены повышенным уровнем шума (класс 3.2) и напряженностью трудового процесса (класс 3.2).
В соответствии с коллективным трудовым договором войсковой части <данные изъяты> на 2015-2017 годы предусмотрено, что должностной оклад командира отделения пожарной команды повышается в связи с вредными условиями труда 2 степени на 8 процентов. 36-часовя рабочая неделя устанавливается и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней предоставляется только работникам, чью рабочие места аттестованы.
Специальная оценка условий труда Воронина А.В. при принятии его на работу. Работодателем не проводилась, поэтому утверждать, что его рабочее место относится к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, оснований не имеется.
Данная позиция соответствует нормам трудового законодательства и установленным фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку работа истца в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, ответчик не представил суду доказательств, указывающих, что Воронина А.В. были обеспечены безопасные условия труда, работодатель обязан выплатить соответствующую надбавку в 8 %, что подтверждается представленными истцом расчетными листками о начислениях и выплатах соответствующей надбавки.
Согласно п. 15 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии со ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст.219 ТК РФ, Каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно ст.ст.146, 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается и производится в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст.92 ТК РФ, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
До 01.01.2014 г. законодательно закреплялись три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда: аттестация рабочих мест, проводимая в соответствии со ст.209 ТК РФ с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; специальная оценка условий труда, которая согласно ч.2.1 ст.58.3 Закона о страховых взносах и п.4 ст.33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании должна проводиться на основании отдельного федерального закона; государственная экспертиза условий труда, осуществляемая в соответствии со ст.216.1 ТК РФ в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
С 01.01.2014 г. эти способы оценки условий труда унифицировались - был принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Единым комплексом мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника стала специальная оценка условий труда.
Согласно ч.4 ст.27 Закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (в ред. Закона N 421-ФЗ) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска либо денежной компенсации за них, а также повышенной оплаты труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры - снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Поскольку Картой аттестации не установлены вредные условия труда истца 3 или 4 степени, специальная оценка условий труда в отношении рабочего места Воронина А.В. не проведена, то его требования о выплате надбавки 12 % к окладу, об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, и предоставлении четырнадцатидневного ежегодного оплачиваемого отпуска удовлетворению не подлежат.
Доводы истца в том, что 36-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями установлена трудовым договором, опровергаются установленными обстоятельствами дела.
Как установлено в судебном заседании, истец работал посменно, поэтому эму и не могла быть установлена 36-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями, так это входит в противоречие со следующим пунктом трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ филиал № ФКУ «<данные изъяты>» осуществляет финансово-экономическое обеспечение, в том числе оплату труда гражданского персонала войсковой части <данные изъяты>.
Судом установлено, что между работодателем войсковой частью <данные изъяты> (которая в свою очередь является филиалом ФКУ «<данные изъяты>» и ФКУ «<данные изъяты>» имеется соглашение об исполнении обязательств работодателя перед работниками по оплате труда, т.е. исполнение обязательств работодателя возложено на ФКУ «<данные изъяты>».
Истец от уплаты государственной пошлины по данному делу освобожден.
Доводы ответчика о пропуске срока обращения за защитой трудовых прав, суд находит обоснованными на основании следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Развивая эти конституционные положения, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 37 (часть 4), признающей право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает в статье 392 сроки для обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров и порядок восстановления этих сроков в случае их пропуска.
В силу требований ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Частью 6 статьи 136 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При этом частью 1 той же статьи предусмотрена обязанность работодателя при выплате заработной платы извещать в письменной форме каждого работника, в частности, о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Из материалов дела усматривается, что Воронина А.В. получил трудовой договор на руки, ежемесячно получал заработную плату, а также расчетные листки с расшифровкой её составных частей, следовательно, имел возможность определить, правильно ли ему начислена заработная плата.
Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В данном случае спорные суммы заработной платы не начислялись, работодателем табеля учета работы во вредных условиях не велись.
При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ 36 – ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 14-░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (03 ░░░░ 2016 ░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░