Решение по делу № 2а-2040/2016 ~ М-2111/2016 от 30.11.2016

Дело № 2а-2040/2016

Р Е Ш Е Н И Е

        и м е н е м       Р о с с и й с к о й      Ф е д е р а ц и и

19 декабря 2016 года                                                                                                      г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики

в составе:

председательствующего судьи                    Архипова В.В.,

при участии прокурора - помощника прокурора       Н.Т.А.,

при секретаре судебного заседания                  Гавриловой Л.М.                                           

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики о признании незаконным бездействие по надлежащей организации сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления с контейнерных площадок и с открытого грунта на территории вокруг контейнеров, обязании их организовать вывоз мусора, отходов производства и потребления,

у с т а н о в и л:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики о признании незаконным бездействие по надлежащей организации сбора, вывоза мусора и отходов производства (потребления) с контейнерных площадок и с открытого грунта на территории вокруг контейнеров, обязании их вывести мусор и отходы производства (потребления).

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверки на предмет соблюдения действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что на территории <адрес> на контейнерных площадках металлические контейнеры для твердых бытовых отходов, заполнены бытовым мусором. На контейнерных площадках и на территории вокруг них на открытом грунте разбросан бытовой мусор: пакеты, пищевые отходы, пластиковые бутылки, шины от колес автомобиля, ветки деревьев и т.д.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона РФ от 02.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года должен быть не более трех суток, в теплое время - не более одних суток. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью неопределенного круга лиц и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.

Просит признать незаконным бездействие администрации г. Канаш, выразившееся в непринятии организационных мер по ликвидации свалок с мусором и отходами производства и потребления с контейнерных площадок и с открытого грунта по вышеуказанным адресам, а также обязать администрацию г. Канаш устранить в полном объеме допущенные нарушения в семидневный срок после вступления решения суда в законную силу, а именно: вывезти мусор и отходы производства (потребления) с контейнерных площадок и с открытого грунта территорий вокруг контейнеров, установленных на вышеназванных земельных участках.

В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Н.Т.А. административный иск прокурора к администрации <адрес> о признании незаконным бездействие по надлежащей организации сбора и вывоза мусора, отходов производства (потребления) с контейнерных площадок и с открытого грунта на территории вокруг контейнеров, обязании их организовать вывоз мусора, отходов производства и потребления поддержала и вновь приведя их, просила суд удовлетворить исковые требования.

Представитель административного ответчика - главный специалист-эксперт правового отдела администрации города Канаш С. административный иск Канашского межрайпрокурора не признала. Между тем суду пояснила, что указанные в акте проверки нарушения возникли из-за ненадлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования г. Канаш. Не оспаривает факт того, что действительно на момент проверки имело место наличие мусора и бытовых отходов на указанных контейнерных площадках. В настоящее время данные контейнерные площадки и территория вокруг них очищена от мусора и твердых бытовых отходов. Более того, каждый день специалистом-экспертом отдела строительства администрации города Канаш А. контролируется вывоз мусора с контейнерных площадок, установленных как во дворах многоквартирных домов, так и в частном секторе.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно ст.17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, административное исковое заявление Канашского межрайонного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Статей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 8 указанного выше Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст.11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В силу ч.3 ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона РФ от 02.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу названных норм администрация города выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

Обязанность органов местного самоуправления осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях городских и других поселений, оборудованию контейнерных площадок предусмотрена и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды».

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года.

В соответствии п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Пунктом 2.2.1. СанПин 42-128-4690-88 предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что законодатель возлагает обязанность по сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов на органы местного самоуправления.

Следовательно, организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования город Канаш Чувашской Республики вышеуказанными нормами возложена на администрацию города Канаш.

Пунктом 2.1 Правил организации сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов на территории города Канаша, утвержденных Решением Канашского городского Собрания депутатов ЧР от 19.08.2011 № 11/18 также закреплено, что управлением в области организации сбора, вывоза и переработки твердых бытовых отходов на территории города Канаш осуществляют администрация города Канаш и организации, в чье ведение и обслуживание переданы жилые дома.

В соответствии с п. 8.1 указанных Правил контроль в области организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов осуществляет администрация города Канаш, в рамках наделенных действующим природоохранным законодательством полномочий.

Решением собрания депутатов от 09 июля 2008 г. № 27/4 утверждена схема санитарной очистки г. Канаш на 2008-2025 г.г., из которой также следует, что администрация города выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, в том числе и по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ помощником Канашского межрайонного прокурора Н.Т.А. проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории города Канаш.

При этом установлено, что администрация города Канаш должным образом организацию сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории города Канаш не осуществляет:

- <адрес> имеется контейнерная площадка для твердых бытовых отходов, где установлены четыре металлических контейнера без крышки, которые заполнены бытовым мусором. На контейнерной площадке и на территории вокруг нее на открытом грунте лежит бытовой мусор: пакеты наполненные мусором, пищевые отходы, пластиковые бутылки, шины от колес автомобиля, ветки деревьев и т.д. Общая площадь территории, заваленной мусором, составляет около 9 кв.м.

- <адрес> на открытом грунте имеется один металлический контейнер без крышки, переполненный мусором. На территории рядом с контейнером на земле лежит бытовой мусор, пищевые отходы - стеклянные и пластиковые бутылки, упаковочные материалы, мешки наполненные мусором. Общая площадь территории, заваленной мусором, составляет около 5 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами (л.д. <данные изъяты>).

Данными действиями (бездействиями) администрации г. Канаш нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории города Канаш Чувашской Республики на благополучную и безопасную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Благоприятными условиями жизнедеятельности человека, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», является создание среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства администрация города Канаш ненадлежащим образом организовала деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях, указанных в актах проверок, о чем свидетельствуют вышеизложенные факты.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора, обратившегося в суд в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, судом в судебном заседании установлено, что после обращения Канашского межрайонного прокурора в суд с административным иском администрацией города Канаш Чувашской Республики требование прокурора в части обязании организовать вывоз бытовых отходов и мусора с контейнерных площадок и с открытого грунта на территории вокруг контейнеров, установленных на участках земли <адрес> исполнены. В связи с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора в указанной части являются исполненными.

Об этом факте свидетельствуют пояснения представителей ответчика С. и А., акты обследования контейнерных площадок от ДД.ММ.ГГГГ, фотографий к ним, из которых видно, что твердые бытовые отходы и мусор с контейнеров, установленных в вышеуказанных местах, вывозится.

В силу п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, администрация г. Канаша Чувашской Республики от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Канаш Чувашской Республики, выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с контейнерных площадок и с открытого грунта на территории вокруг контейнеров, установленных на участках земли <адрес>

Требования прокурора к администрации города Канаш Чувашской Республики об обязании их организовать вывоз бытовых отходов и мусора с контейнерных площадок и с открытого грунта на территории вокруг контейнеров, установленных на участках земли <адрес>, считать исполненным.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        В.В. Архипов

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2016 года.

2а-2040/2016 ~ М-2111/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
Администрация г. Канаша Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд
Судья
Архипов Вячеслав Васильевич
30.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
01.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2016[Адм.] Судебное заседание
19.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2017[Адм.] Дело оформлено
20.01.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее