Решение по делу № 3а-21/2019 (3а-211/2018;) ~ М-192/2018 от 14.12.2018

Дело № 3а-21/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 10 января 2019 г.

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Волосникова С.В.,

при секретаре Черных С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Братцевой И.В. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Братцева И.В. обратилась 14 декабря 2018 г. в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.

В обоснование административного иска указала, что на основании договора аренды от 8 июня 2018 г. № 7 она является арендатором земельного участка с кадастровым номером , из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 2063542 руб. 95 коп., исчисление арендной платы производится исходя из оспариваемой кадастровой стоимости.

Согласно отчету независимого оценщика – индивидуального предпринимателя Константиновой О.Н. (далее – ИП Константинова О.Н.) от 17 сентября 2018 г. № 127-01/18 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 13 апреля 2018 г. составила 421300 руб.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец считал свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенной арендной платы, расчет которой находится в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость арендованного им земельного участка равную его рыночной стоимости, в размере 421300 руб.

В судебном заседании административный истец Братцева И.В. и ее представитель Кондрашина М.К. не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курганской области Мясникова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по существу административного иска возражений не привела, оставив разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области Данина М.С., действующая на основании доверенности, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что оставляет разрешение спора на усмотрение суда, размер рыночной стоимости спорного земельного участка, определенный ИП Константиновой О.Н., не оспаривала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области) Богданов Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании по существу спора возражений не выразил, дал пояснения в соответствии с отзывом на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Администрации Обанинского сельсовета Куртамышского района Курганской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте его проведения администрация сельсовета извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства Братцева И.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, площадью <...> кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира<адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 8 июня 2018 г. № 7, заключенного с Обанинским сельсоветом Куртамышского района Курганской области на срок с 8 июня 2018 г. по 8 июня 2028 г.

28 июня 2018 г. указанный договор аренды земельного участка в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Росреестра по Курганской области.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 8 июня 2018 г. механизм расчета арендной платы за землю, подлежащей внесению арендодателю, предусматривает ее исчисление исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, а сам размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения действующего законодательства; размер арендной платы определен в приложении № 2 к договору аренды (пункт 3.3 договора аренды).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – выписка из ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 октября 2018 г., выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 13 апреля 2018 г. составляет 2063542 руб. 95 коп., что также подтверждается представленным ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Курганской области актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 13 апреля 2018 г.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28), с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, по состоянию на 1 января 2014 г.

Арендованный административным истцом земельный участок с кадастровым номером отсутствует в приложении № 4 к данному нормативному правовому акту.

Статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером был образован в 2018 г., поставлен на государственный кадастровый учет 13 апреля 2018 г., что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

На основании изложенного, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , как вновь образованного земельного участка может быть определена по состоянию именно на указанную дату – 13 апреля 2018 г.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету независимого оценщика – ИП Константиновой О.Н. от 17 сентября 2018 г. № 127-01/18 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 13 апреля 2018 г. составила 421300 руб., что значительно меньше кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Достоверность выводов отчета от 17 сентября 2018 г. № 127-01/18, подготовленного ИП Константиновой О.Н., участвующие в деле лица не оспаривают.

Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка верно определена оценщиком на дату постановки земельного участка на кадастровый учет, когда должна быть определена его кадастровая стоимость – 13 апреля 2018 г.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Участвующими в деле лицами ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных Братцевой И.В. требований, представителями государственных органов власти и местного самоуправления суду представлено не было (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований об установлении по состоянию на 13 апреля 2018 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ИП Константиновой О.Н. от 17 сентября 2018 г. № 127-01/18, в размере 421300 руб.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 175-177, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Братцевой И.В., обратившейся в Курганский областной суд 14 декабря 2018 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, площадью <...> кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 421300 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 14 января 2019 г.

Судья С.В. Волосников

3а-21/2019 (3а-211/2018;) ~ М-192/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Братцева И.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Курганской области
Правительство Курганской области
Другие
Кондрашина М.К.
Администрация Обанинского сельсовета
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Судья
Волосников Сергей Владимирович
14.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2019[Адм.] Судебное заседание
14.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее