ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Николаева И.П.
дело № 33-5079
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2016г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей Эрхетуевой О.М., Ихисеевой М.В., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах Скидановой А.Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обеспечении благоустроенным жилым помещением, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционным жалобам представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казакова А.В. и Скидановой А.Н.
по апелляционному представлению помощника прокурора Советского района г. Улан-Удэ
на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Скидановой А.Н. ... года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору социального найма пригодным для проживания, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по месту жительства г.Улан-Удэ Республика Бурятия.
В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказать.
Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., выслушав представителей Министерства социальной защиты населения РБ Кожухову Л.И., Данзанову С.В. (по доверенности), Скиданову А.Н., прокурора Осипову А.М., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ предъявил к Министерству социальной защиты населения РБ и Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ иск в интересах Скидановой А.Н., в котором просил обязать обеспечить ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивировал статусом истицы как лица в несовершеннолетнем возрасте оставшегося без попечения родителей, состоящего на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имеющей жилого помещения.
Истец Скиданова А.Н. и прокурор в лице помощника прокурора Советского района Хандажаповой О.Н. иск поддержали.
Представители ответчиков по доверенности Харакшинова И.В. и Кожухова Л.М. возражали против иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на отсутствие нарушения прав истицы, состоящей в очереди на получение жилья в соответствии с действующим порядком. Предоставление жилья Скидановой А.Н. ставит в неравные условия других лиц данной категории, стоящих в очереди ранее Скидановой А.Н. Полагал, что обязанность по приобретению жилья для детей должна быть возложена на Минстрой. Минсоцзащиты, в свою очередь, организует предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений. Министерство строительства необоснованно не привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В апелляционном представлении помощник прокурора Хорошева О.Я. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении иска вынесено незаконно и необоснованно, ввиду неправильного применения норм материального права. Обязанности по предоставлению жилых помещений закреплены не только за Министерством социальной защиты населения РБ, как за ответственным исполнителем программы по обеспечению жилья, но и за Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - соисполнителем программы по обеспечению жильем детей данной категории.
Истец Скиданова А.Н. в апелляционной жалобе полагает решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия необоснованным.
До начала судебного заседания в апелляционной инстанции помощником прокурора Советского района г. Улан-Удэ Хорошевой О.Я. заявлен отказ от апелляционного представления.
В соответствии со ст.326 ГПК РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
В связи с изложенным, производство по апелляционному представлению подлежит прекращению.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства социальной защиты населения РБ Кожухова Л.И., Данзанова С.В. поддержала доводы жалобы.
Истец Скиданова А.Н. поддержала доводы своей апелляционной жалобы, против удовлетворения жалобы ответчика возражала.
Прокурор Осипова A.M. полагала, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержкеСогласно пункту 1 статьи 8 данного ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании, срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в статье 6 Закона РБ от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».
Районный суд принял правильное решение об удовлетворении иска, поскольку приведенные выше правовые нормы устанавливают обязанность обеспечить указанную категорию лиц жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет, однако Скидановой А.Н., до настоящего времени не предоставлено жилое помещение.
Ссылка представителя Министерства социальной защиты населения РБ в апелляционной жалобе на то, что отсутствует предмет спора, так как Скиданова А.Н. состоит в очереди, не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены решения суда, поскольку закон не содержит положения о том, что указанная категория лиц подлежит обеспечению жильем только в порядке очередности внутри соответствующего списка. Кроме того, иные лица, состоящие в списке, не лишены возможности обратиться за судебной защитой своих жилищных прав.
При этом ни ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционных жалоб о том, что лицом, ответственным за формирование спецжилфонда назначено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, судебная коллегия отклоняет, поскольку независимо от того, кто является непосредственным исполнителем строительства специализированного жилого фонда, обязанность по обеспечению истца жильем в силу вышеприведенных норм была обоснованно возложена на ответчика.
Согласно п.3.21 Положения о Министерстве социальной защиты заседания в Республике Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 г. № 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует: формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно Государственной программе «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства РБ от 14.03.2014 г. № 107 ответственным исполнителем подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Иных доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено или изменено, апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.
Председательствующий:
Судьи коллегии: