Решение по делу № 33а-1422/2019 от 15.03.2019

Дело № 33а-1422/2019

Судья Волынкина Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тамбов 10 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Епифановой С.А.,

судей: Корнеевой А.Е., Курохтина Ю.А.,

при секретаре: Зелениной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации города Кирсанова Тамбовской области о признании незаконными решения администрации города Кирсанова Тамбовской области от 21 ноября 2018 года об отказе в согласовании публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, возложении обязанности на администрацию города Кирсанова Тамбовской области согласовать проведение публичных мероприятий,

    по апелляционной жалобе Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2019 года.

    Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. обратились в суд с административным иском к администрации города Кирсанова Тамбовской области о признании незаконным решения администрации города Кирсанова Тамбовской области № 02-09/3655 от 21 ноября 2018 года об отказе в согласовании заявленных ими трех публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязать администрацию г.Кирсанова Тамбовской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обосновании заявленных требований указали, что 20 ноября 2018 года Главе города Кирсанова Тамбовской области С.А. Павлову административными истцами были поданы уведомления о проведении трех указанных публичных мероприятий, а именно:

- пикетирования с призывом к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы, проведение которого заявлено на 29 ноября 2018 года с 16.00 часов до 17.00 часов на площадке у памятника Борцам за дело революции на площади Революции в городе Кирсанове Тамбовской области с количеством участников до 300 человек;

    - пикетирования с призывом к исполнению решения Комитета ООН по правам человека по делу «Непомнящий против Российской Федерации» о неправомерности и дискриминации российского законодательства о запрете гей-пропаганды с целью призыва к исполнению решения Комитета ООН по правам человека по делу «Непомнящий против Российской Федерации» от 17 июля 2018 года о неправомерности и дискриминационности российского законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и нарушении им обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международного Пакта о гражданских и политических правах. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 29 ноября 2018 года с 19 до 20 часов в парке Победы в городе Кирсанове Тамбовской области с количеством участников до 300 человек;

- шествия Кирсановского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 02 декабря 2018 года с 17 до 19 часов по улице Первомайская от улицы Красноармейская до улицы Комсомольская в городе Кирсанове Тамбовской области с количеством участников до 300 человек.

21 ноября 2018 года и.о. Главы администрации города Кирсанова Тамбовской области Евсюткина Н.А. уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий (письмо № 02-09/3655). В своем отказе Евсюткина Н.А. сослалась на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, на положения Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также на статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Должностным лицом отмечено, что «исходя из поступивших уведомлений, проведение публичных мероприятий предполагается в дневное время суток, в качестве мест проведения выбраны центральные улицы города, на территории которых расположены детские медицинские организации, образовательные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, которые в большом количестве посещают дети, и что предполагает популяризацию и агитацию среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений, навязывания им совершать или воздерживаться от тех или иных действий». Также в качестве формы проведения публичных мероприятий указаны пикетирование, шествие, в уведомлениях о пикетировании, шествии предполагается перекрытие проезжей части, что подразумевает большее привлечение внимания общественности, в том числе и несовершеннолетних». Н.А. Евсюткина пришла к заключению, что «цели публичных мероприятий направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, что ущемляет права детей, требования нравственности, культурной самобытности, и ценности страны, в которой проживают дети». Должностное лицо предупредила организатора об ответственности в случае проведения заявленных публичных мероприятий.

Полагают, что указанные действия и.о. Главы администрации города Кирсанова Тамбовской области Н.А. Евсюткиной, отказавшей в согласовании проведения заявленных шествия и пикетирований, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Просили признать незаконным решение администрации города Кирсанова Тамбовской области - отказ в согласовании и.о. Главы Кирсанова Тамбовской области Н.А. Евсюткиной №02-09/3655 от 21 ноября 2018 года заявленных трёх публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, обязать администрацию города Кирсанова Тамбовской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Алексееву Н.А., Молякову С.А., Михайловой С.А. отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят названное решение суда отменить, как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Настаивая на незаконности обжалуемого отказа административного органа, ссылаясь на нормы международного права и судебную практику, в обоснование жалобы приводят доводы аналогичные административному иску, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, включая нормы международного права.    

Авторы жалобы, ссылаясь на нормы Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и разъяснения Конституционного суда РФ полагают, что суд неправильно истолковал материальный закон, подлежащий применению, поскольку обязанность обоснованного предложения об изменении места или времени заявленного мероприятия означает обязанность органа власти не только привести мотивы в обоснование невозможности проведения мероприятия в заявленном месте в указанное время, но и предложить его организатору иное место или время проведения мероприятия, которые позволяли бы реализовать его цели.

Считают неправомерной мотивацию в оспариваемом ответе связанную с необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

Так же полагают, что суд в обжалуемом решении необоснованно не принял во внимание дискриминационный мотив, свидетельствующий о том, что администрация в принципе не рассматривает возможность проведения публичных мероприятий с заявленными целями, независимо от конкретного места или времени их проведения.

В обжалуемом решении суд не дал всесторонней оценки целям заявленных публичных мероприятий с точки зрения их соответствия как законодательству РФ, так и международно-признанным нормам, обязательность и приоритет которых признается Россией в случае коллизии с нормами национального права.

Кроме того, авторы жалобы полагают, что отказывая истцам в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, власти города нарушили их право на свободу собраний, гарантированное ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации Европейским Судом по правам человека, а так же статью 14 указанной Конвенции, запрещающую дискриминацию по различным основаниям.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Главы администрации города Кирсанова Евсюкина Н.А., ссылаясь на законность состоявшегося по делу решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны – без удовлетворения.

Административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А., представитель административного ответчика – администрации г. Кирсанова, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения административного дела, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ), в соответствии с положениями, которого целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; под шествием - массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (статья 2 указанного Федерального закона).

Исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в частности, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 20.11.2018 главе города Кирсанова Тамбовской области Алексеевым Н.А., Моляковым С.А., Михайловой С.А. были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетирования с призывом к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах-членах Совета Европы, проведение которого заявлено на 29 ноября 2018 года с 16.00 часов до 17.00 часов на площадке у памятника Борцам за дело революции на площади Революции в городе Кирсанове Тамбовской области с количеством участников до 300 человек;

    - пикетирования с призывом к исполнению решения Комитета ООН по правам человека по делу «Непомнящий против Российской Федерации» о неправомерности и дискриминации российского законодательства о запрете гей-пропаганды с целью призыва к исполнению решения Комитета ООН по правам человека по делу «Непомнящий против Российской Федерации» от 17 июля 2018 года о неправомерности и дискриминационности российского законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и нарушении им обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международного Пакта о гражданских и политических правах. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться 29 ноября 2018 года с 19 до 20 часов в парке Победы в городе Кирсанове Тамбовской области с количеством участников до 300 человек;

- шествия Кирсановского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 02 декабря 2018 года с 17 до 19 часов по улице Первомайская от улицы Красноармейская до улицы Комсомольская в городе Кирсанове Тамбовской области с количеством участников до 300 человек.

По результатам рассмотрения данных уведомлений на имя Н.А.Алексеева был дан ответ от 21.11.2018 № 02-09/3655 исполняющей обязанности Главы администрации г. Кирсанова Евсюкиной Н.А. из которого следует, что цели заявленных публичных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Кроме того, проведение публичных мероприятий предполагается в дневное время суток, в качестве мест проведения выбраны центральные улицы города, на территории которых расположены детские муниципальные организации, образовательные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, которые в большом количестве посещают дети, что предполагает популяризацию и агитацию среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений, навязывания им совершать или воздержаться от тех или иных действий. Указанные формы проведения публичных мероприятий (пикетирования и шествие) предполагают перекрытие проезжей части, что подразумевает большее привлечение внимания общественности, в том числе и несовершеннолетних.

Одновременно Алексеев Н.А. предупреждён, что он как организатор публичных мероприятий, а также иные участники данных публичных мероприятий могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке, и проинформирован о том, что частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика имелись достаточные основания для вывода о том, что цели всех заявленных публичных мероприятий заведомо нарушают требования нравственности, в том числе нравственности несовершеннолетних. С учётом этого суд обоснованно отклонил довод административных истцов о том, что администрация города Кирсанова обязана была предложить иное альтернативное место проведения публичных мероприятий, как противоречащий пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит их правильными.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (пункт 1 статьи 14).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2 статьи 14).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 этого же Федерального закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения. Согласно пункту 1 статьи 2 закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Цели проведения заявленных административными истцами публичных мероприятий предполагают распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей определенный интерес к таким отношениям. При этом распространение этой информации предполагалось не только среди лиц, участвующих в мероприятиях, но и среди иных лиц, не участвующих в них, но находящихся поблизости, поскольку цели мероприятий были изложены, в том числе и как привлечение внимания общества.

В то же время указанные мероприятия намечались к проведению в публичных местах, предназначенных для отдыха жителей города Кирсанова, в том числе и несовершеннолетних детей. Проведение мероприятий в этих местах безусловно означало, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях, распространение которой предполагают цели этих мероприятий, станет доступной в том числе и для несовершеннолетних лиц, находящихся в местах проведения этих мероприятий и рядом с ними. Однако распространение в указанных обстоятельствах такой информации, вызывающей интерес к названным отношениям, безусловно, нарушает запреты на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, установленные вышеприведенным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами так, что давали административному ответчику основания для выводов об их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку фактически направлены в том числе и на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних.

Обоснованно установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ орган местного самоуправления уведомил об этом административных истцов оспариваемыми уведомлениями, предупредив об ответственности за нарушения законодательства.

Между тем ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, а осуществляемое федеральным законодателем регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных трактовок института семьи и сопряжённых с ним социальных и правовых институтов. Законодательный запрет к такой пропаганде, направленный на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией города Кирсанова не были предложены альтернативные варианты места и (или) времени проведения публичных мероприятий судебной коллегией не принимаются, поскольку допущенное несоответствие целей заявленных публичных мероприятий установленным законодательством запретам организатором устранено не было.

Утверждение авторов жалобы о том, что судом не учтены многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не может быть положено в основу отмены решения суда, поскольку противоречит содержанию мотивированного решения суда. В ходе судебного разбирательства установлено, что несогласование публичных мероприятий обусловлено не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, другой оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1422/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Моляков Сергей Александрович
Михайлова Софья Андреевна
Алексеев Николай Александрович
прокурор
Ответчики
Администрация г. Кирсанова Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Корнеева Альбина Евгеньевна
15.03.2019[Адм.] Передача дела судье
10.04.2019[Адм.] Судебное заседание
24.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2019[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее