Решение по делу № 33-10704/2013 от 28.10.2013

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Рылов А.Г. Дело № 33-10704

Б-57

11 декабря 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.,

при секретаре Ларионовой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Курагинского района Красноярского края к Красильниковой ЛС о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе представителя Красильниковой Л.С. – Брух Е.В.

на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 19 августа 2013 г., которым постановлено:

«Взыскать с Красильниковой ЛС в пользу Управления социальной защиты населения администрации Курагинского района Красноярского края денежные средства необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 202563 рубля 37 копеек.

Взыскать с Красильниковой Л.С. государственную пошлину в размере 5225,63 рублей в доход муниципального образования Курагинский район Красноярского края».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

УСЗН администрации Курагинского района обратилось в суд с иском к Красильниковой Л.С. о взыскании необоснованно полученных сумм субсидий.

Требования мотивированы тем, что Красильникова Л.С. в период с января 2004 г. по май 2012 г. незаконно получала субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку в указанный период времени она осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом сведения о доходах от данной деятельности в УСЗН администрации Курагинского района не представляла.

На основании изложенного, УСЗН администрации Курагинского района просило взыскать с Красильниковой Л.С. необоснованно полученные суммы субсидий в размере 202563 рубля 37 копеек.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Красильниковой Л.С. – Брух Е.В. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что ежемесячный размер доходов от предпринимательской деятельности не превышал 500 рублей, при этом даже с учетом данной суммы доходов ответчица имела право на получение субсидии.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Красильниковой Л.С. по доверенности от 19.09.2013 г. Брух В.Я., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя УСЗН администрации Курагинского района по доверенности № 35 от 02.12.2013 г. Данилину О.М., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пп. «д», п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения…

Согласно п. 60 Правил Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования); г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 61).

В силу п. 48 Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 49).

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 58/403 к функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся в том числе определение полноты и достоверности представленных гражданами документов.

При этом согласно пункту 49.2 указанных методических рекомендаций в зависимости от избранной системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации документы, а именно: при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копии налоговой декларации, заверенные налоговыми органами.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в январе 2004 года Красильникова Л.С. обратилась в УСЗН администрации Курагинского района с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, указав, что она является пенсионеркой и имеет единственный доход – пенсию.

На основании данного заявления и представленных документов Красильниковой Л.С. предоставлялась субсидия в период с 01.01.2004 г. по 01.05.2012 г.

В 2012 г., при очередном обращении ответчицы к истцу о продлении субсидии специалистом УСЗН администрации Курагинского района было выявлено, что Красильникова Л.С. длительное время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность с 1995 г., однако при обращении за назначением субсидии ответчица

скрыла получаемый реальный доход. От добровольного возвращения незаконно полученных средств, Красильникова Л.С. отказалась.

Разрешая исковые требования УСЗН администрации Курагинского района, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания с ответчицы незаконно полученных сумм субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2004 г. по 01.05.2012 г., поскольку вследствие сокрытия Красильниковой Л.С. информации о занятии предпринимательской деятельностью, и, соответственно, непредоставления Красильниковой Л.С. сведений о получении доходов от предпринимательской деятельности, ей незаконно начислялась и выплачивалась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Вместе с тем, судебная коллегия находит не основанными на законе выводы суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчика в полном объеме выплаченной субсидии за спорный период в виду следующего.

Как следует из представленных истцом в материалы дела расчетов (л.д. 113-116) Красильникова Л.С. при учете сведений о получении доходов от предпринимательской деятельности, отраженных в налоговых декларациях, для назначения субсидии, в периоды с 01.07.2006 г. по 31.12.2006 г., с 01.07.2007 г. по 31.12.2007 г., с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г., с 01.07.2008 г. по 31.12.2008 г., с 01.07.2009 г. по 31.12.2009 г., с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г., с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. и с 01.07.2011 г. по 31.12.2011 г. имела право на предоставление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в общей сумме 10886, 13 руб.

В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приведенной норме, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления Красильниковой Л.С. полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Как следует из материалов дела, всего ответчице за период с 01.01.2004 г. по 01.05.2012 г. была начислена и выплачена субсидия в размере 202563, 37 руб.

Таким образом, размер незаконно полученной ответчицей субсидии составит 191677 руб. 24 коп. (202563 руб. 37 коп. – 10886 руб. 13 коп., где 202563 руб. 37 коп. – фактически выплаченная сумма субсидии, 10886 руб. 13 коп. - сумма субсидии на получение которой ответчица имела право), который подлежит взысканию в пользу истца.

Доказательств необоснованности расчетов стороной ответчика не представлено.

На основании изложенного, решение суда в данной части подлежит уточнению.

В связи с изменением размера суммы взыскания, подлежит изменению и размер государственной пошлины взыскиваемый с ответчицы в пользу истца с 5225,63 руб. на 5033,54 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении права ответчицы на получение субсидии необходимо учитывать единый налог на вмененный доход, отраженный в справке МИФНС № 10 по Красноярскому краю от 09.04.2013 г. № 06-51/07016, а не суммы вмененного дохода, отраженных в налоговых декларациях, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчицы незаконно полученных денежных средств в качестве субсидий, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 19 августа 2013 г. изменить, указав о взыскании с Красильниковой ЛС в пользу Управления социальной защиты населения администрации Курагинского района Красноярского края денежных средств необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 191677 руб. 24 коп., о взыскании с Красильниковой Л.С. государственной пошлины в размере 5033,54 рубля в доход муниципального образования Курагинский район Красноярского края».

Апелляционную жалобу представителя Красильниковой Л.С. – Брух Е.В. - оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Баимова И.А.

33-10704/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
УСЗН
Ответчики
Красильникова Л.С.
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
27.11.2013Судебное заседание
11.12.2013Судебное заседание
16.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2013Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее