Решение по делу № 2а-А-8/2019 (2а-А-310/2018;) ~ М-А-301/2018 от 08.10.2018

№2а-А-8/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Аликово                            05 февраля 2019г.

Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Сядаровой Н.И., при секретаре Игнатьевой И.Д., с участием прокурора Мочалова А.В., представителей администрации Аликовского района Чувашкой Республики по доверенности Лазаревой Ф.Ю., адвоката Гасанова М.Ю., представившего ордер №000249 от 30 октября 2018г., представителя заинтересованного лица Терентьева А.Ю. адвоката Васильева С.И., представившего ордер №000140 от 26 октября 2018г., рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики к администрации Аликовского района Чувашской Республики о признании действий (бездействий) незаконным и возложении обязанностей принять решение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аликовского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании действий (бездействий) незаконным и возложении обязанностей принять решение, выразившихся в бездействии администрации Аликовского района Чувашской Республики в части не проведения в установленном порядке проверки и не принятия мер по привлечению к предусмотренной законом ответственности начальника отдела Терентьева А.Ю. в рамках ФЗ «О противодействии коррупции». Прокурор ссылается на то, что Терентьев А.Ю. в 2018г. представил работодателю – Администрации сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера совей супруги и несовершеннолетних детей за 2017г., при этом сумма полученной им в 2017г. субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в размере 537,8 тыс.рублей не была указана в Справке. Между тем, по результатам прокурорской проверки, выявлено несоблюдение Терентьевым А.Ю. требований о противодействии коррупции, по урегулированию конфликта интересов: подготовкой по выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 537,8 тыс. рублей, занималась специалист-эксперт Отдела <ФИО>6, находящаяся в непосредственном подчинении Терентьева А.Ю. и данные о получении им Свидетельства на указанную сумму не указал в сведениях о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как лиц, замещающих муниципальные должности, своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Просил признать незаконным бездействие администрации Аликовского района Чувашской Республики в части не проведения проверки в отношении начальника отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Аликовского района Терентьева А.Ю. в соответствии с Порядком проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Чувашской Республике и муниципальными служащими в Чувашской Республике, и соблюдения муниципальными служащими в Чувашской Республике требований к служебному поведению, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 мая 2012г. №192 по факту нарушения законодательства о противодействии коррупции, изложенного в представлении прокуратуры Аликовского района №03-05 от 09 июля 2018г; признать незаконным действия администрации Аликовского района Чувашской Республики в части направления в адрес прокуратуры Аликовского района письма №2220 от 08 августа 2018г. об отсутствии оснований для привлечения к установленной законом ответственности начальника отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Аликовского района Терентьева А.Ю.; возложить на администрацию Аликовского района Чувашской Республики обязанность по проведению проверки по факту нарушения законодательства о противодействии коррупции начальника отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Аликовского района Терентьева А.Ю. с последующим рассмотрением вопроса о применении к Терентьеву А.Ю. мер ответственности, предусмотренных ч.2.3 ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.6 ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Прокурор Мочалов А.В. административное исковое заявление поддерживает, просит их удовлетворить.

Представители администрации Аликовского района Чувашской Республики по доверенности Лазарева Ф.Ю., адвокат Гасанов М.Ю. просят отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика по доверенности Лазарева Ф.Ю., ссылаясь на ст.21, 22 Закона «О прокуратуре», полагает, что в полномочии прокурораАликовского района Чувашской Республики не входила проведение проверки о достоверности (полноты) представленных муниципальным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также фактов и причин непредставления им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.Представитель администрации района адвокат Гасанов М.Ю., поддерживая позицию представителя администрации района по доверенности Лазаревой Ф.Ю., полагает, что постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 октября 2018г. в отношении главы района <ФИО>5 прекращено производство по административному делу по ст.17.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а решением судьи Верховного суда ЧувашскойРеспублики оно оставлено без изменения, где указано, что у главы района <ФИО>5 не было умысла на невыполнение требование прокурора. 08 августа 2018г. прокурору района направлено сообщение о результатах рассмотрения представления о в отношении начальника отдела строительства, ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта и связи Терентьева А.Ю. и ведущего специалиста указанного отдела <ФИО>6 и дан ответ, что в их действиях не имеются признаки правонарушения коррупционной направленности и оснований для принятия мер воздействия в виде увольнения Терентьева А.Ю. в связи с утратой доверия, также не имеется оснований для привлечения <ФИО>6 к дисциплинарной ответственности.

Представитель заинтересованного лица Терентьева А.Ю. адвокат Васильев С.И., полностью поддерживает заявления представителей администрации Аликовского района Чувашской Республики.в суде указал, что Терентьевым А.Ю. в срок до 30 мая 2018г. представлено в отдел организационно-контрольной, кадровой и правовой работы администрации Аликовского района Чувашской Республики справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в которой отражены сведения о получении им в 2017г. субсидии в рамках Подпрограммы «Жилище». Полагает, что прокурором административный иск предъявлен 08 октября 2018г. после истечения срока привлечения к ответственности, предусмотренные ст.13.1 Закона Чувашской Республики от 05 октября 2007г. №62 «О муниципальной службе в Чувашской Республике», т.е. после 6 месяцев. Полагает, что в соответствии с письмом Минтруда России от 13 ноября 2015г. №18-2/10/П-7073, определение меры дисциплинарного взыскания и его применение отнесено к исключительной компетенции работодателя. Также адвокат Васильев С.И. полагает, что требования прокурора сводятся об утверждении, что Терентьев А.Ю. не мог быть включен в список молодых семей участников подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы исключительно в силу занимаемой им должности.

Суд, выслушав сторон, исследовав документы, приходит к следующему.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 84-О от 24.02.2005, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из представленных в суд Актов контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Чувашской Республики от 20 марта 2018г. (л.д.20-32, т.1, л.д.37-40 т.2),сообщения министра Минстроя на л.д.55-57 т.2, где указано, что в 2017годув Аликовском районе Свидетельство о праве на получение социальной выплаты получила,в том числе и семья Терентьева А.Ю. в рамках реализации подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы в размере 537,8 тыс.рублей, и на момент контрольного мероприятия индивидуальный жилой дом не достроила, указанная сумма использована под строительство нулевого цикла, собственные денежные средства в размере 870 тыс. рублей для строительства индивидуального жилого дома не вложены, на дату выдачи свидетельства Терентьев А.Ю. являлся сотрудником администрации Аликовского района – начальником отдела строительства и развития общественной инфраструктуры. <ФИО>6, являясь ведущим специалист-экспертом отдела строительства, ЖКХ,, дорожного хозяйства, транспорта и связи администрации района, оформила Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на семью Терентьева А.Ю.

При таких обстоятельствах прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре.

Представление об устранении нарушений закона от 09 июля 2018г. внесено главе Аликовского района Чувашской Республики по результатам проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, о государственной муниципальной службе.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), со ст.8.2 Закона Чувашской Республики от 05.10.2007 N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике к основным обязанностям муниципального служащего относится представление в установленном порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений о себе ичленах своей семьи, а также сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания (ст.24 Закона о прокуратуре).

02 августа 2018г.комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аликовского района, администраций сельских поселений Алковского района и урегулированию конфликтов интересов рассмотрено представление прокурора Аликовского района Чувашской Республики в отношении Терентьева А.Ю. и <ФИО>6 и принято решение о том, что в действиях Терентьева А.Ю. не имеются признаки правонарушения коррупционной направленности, оснований для принятия мер воздействия в виде увольнения в связи с утратой доверия не имеется, не имеется оснований для привлечения <ФИО>6 к дисциплинарной ответственности.

08 августа 2018г. в адрес прокурора Аликовского района Чувашской Республики главой администрации Аликовского района Чувашской Республики направлено сообщение о результатах рассмотрения представления прокурораАликовского района от 09 июля 2018г., и где указано, что оснований для увольнения Терентьева А.Ю. в связи с утратой доверия и привлечения <ФИО>6 к дисциплинарной ответственности не установлено.

Заинтересованное лицо Терентьев А.Ю. в суде показал, что им получена социальная выплата на законных основаниях, каких-либо противоправных действий при этом не совершал. Им было подано заявление на имя главы администрации района о выдаче свидетельства о праве на получение свидетельства, Минстрой Чувашской Республики в 2017г. утвердил, в том числе и его семью в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он никак не мог повлиять на их решение. А при предоставлении сведений о доходах он упустил из вида данное обстоятельство получения им социальной выплаты, а потом представил уточненную налоговую декларацию, что подтверждается:соглашением о предоставлении в 2017г. субсидии на л.д.33-37 т.1, сообщениемзам.министра Минстроя на л.д.46 т.1, Положением отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Аликовского района на л.д.67-70,79-83 т.1, объяснительной на л.д.84-85, т.1,заявлением Терентьева А.Ю. на л.д.93 т.1, Свидетельством на л.д.92 т.1, постановлением главы Аликовского района на л.д.102 т.1, справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на л.д.110-122 т.1, л.д.42-54 т.2).

Допрошенная в суде в качестве свидетеля <ФИО>6 показала, что семья Терентьева А.Ю. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Аликовского сельского поселения, социальная выплата представлена ему в порядке очередности. Терентьев А.Ю. при выдаче Свидетельства о получении субсидии никак не мог повлиять на нее, так как сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, полученный их сельских поселений, направляется администрацией района в Минстрой Чувашской Республики. Кабинет Министров Чувашской Республики утверждает этот список и направляет в администрацию района, предварительно распределяет сумму социальной выплаты на каждую семью с учетом членов семьи. В ее обязанности входит оформление данного Свидетельства что подтверждается: соглашением о предоставлении в 2017г. субсидии на л.д.33-37 т.1, сообщением зам.министра Минстроя на л.д.46 т.1, постановлением главы Аликовского сельского поселения на л.д.89 т.1, постановлением главы Аликовского района на л.д.87 т.1, Положением отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Аликовского района на л.д.67-70,79-83 т.1, должностной инструкцией ведущего специалиста-экспертаотдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрации <АДРЕС> на л.д.71-77 т.1, объяснительной на л.д.94-96 т.1).

Допрошенные в суде свидетели <ФИО>1, <ФИО>2, <ФИО>3, <ФИО>4 подтвердили проведение обсуждения представления прокурора района в составе комиссии 02 августа 2018г., куда был приглашен и прокурор.В ходе слушания объяснений Терентьева А.Ю. и <ФИО>6, комиссия пришла к выводу, что оснований для применения мер взыскания в отношении них не имеется, что подтверждается протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих на л.д.14-16, т.1, положением о комиссии на л.д.208-231 т.1.

Прокурор не оспаривает о том, что о дне заседания комиссии он уведомлен.

Постановлением прокурора района в отношении главы Аликовского района было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ за неисполнение требования прокурора района об информировании прокуратуры района о месте и времени рассмотрения представления. Постановлением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 октября 2018г. прекращено данное дело за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указав, что прокурор Аликовского района своевременно извещен о рассмотрения представления. Решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 25 декабря 2018г. постановление судьи Красноармейского района от 23 октября 2018г. оставлено без изменения, протест прокурора – без удовлетворения, указав, что судьей районного суда при рассмотрении дела правильно применены нормы материального и процессуального права.

Глава района <ФИО>5 сообщением от 10 августа 2018г. информировал прокурора района, что представление прокурора рассмотрено 02 августа 2018г. и глава района согласился с решением комиссии, в связи с чем оснований для повторного рассмотрения представления не усматривает.

Как следует из предписания прокурора Аликовского района от 09 июля 2018г., в нем содержатся требования, помимо прочего, о расторжении с Терентьевым А.Ю. трудового договора по основанию, предусмотренному п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Согласно административному иску прокурора в период с 09 июля 2018г. по 08 августа 2018г. требование о привлечении Терентьева А.Ю. к ответственности вплоть до увольнения не решен, просит суд возложить на администрацию района о рассмотрении вопроса о применении в отношении Терентьева А.Ю. мер ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции" и ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В силу ч. 2.1, 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непринятие указанным выше лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем данные требования, содержащиеся в предписании и административного иска прокурора, не соответствуют приведенным положениям Закона о прокуратуре.

В статье 27 Закона о муниципальной службе указано, что за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания (часть 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3).

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса).

Согласно ст.37 Устава Аликовского района Чувашской Республики в компетенции главы администрации Аликовского района Чувашской Республики также входит назначение на должность и освобождение от должности заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации Аликовского района и иных работников администрации Аликовского района, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий.

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Содержащееся в представлении, административном иске прокурора Аликовского района императивное требование о расторжении с Терентьевым А.Ю. трудового договора, противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Закона о муниципальной службе и Трудового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.175-176,177 КАС РФ,суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аликовского района Чувашской Республики к администрации Аликовского района Чувашской Республики о признании действий (бездействий) незаконным и возложении обязанностей принять решение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий                    Н.И.Сядарова

Мотивированное решение составлено 06 февраля 2019г.

2а-А-8/2019 (2а-А-310/2018;) ~ М-А-301/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Аликовского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Аликовского района Чувашской Республики
Другие
Васильев С.И.
Гасанов М.Ю.
Терентьев А.Ю.
Суд
Красноармейский районный суд
Судья
Сядарова Надежда Ивановна
08.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2018[Адм.] Судебное заседание
09.11.2018[Адм.] Судебное заседание
19.11.2018[Адм.] Судебное заседание
20.11.2018[Адм.] Судебное заседание
22.01.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
05.02.2019[Адм.] Судебное заседание
06.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2019[Адм.] Дело оформлено
20.05.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее