Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-1279/2015
Судья Красильникова С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истицы Ивановой Г.В. – Широкина П.Ю. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 января 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ивановой Г.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Иванова Г.В., действуя через своего представителя Широкина П.Ю., обратилась в суд с иском с учетом уточнения (л.д.44-46) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) (далее – УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР) о возложении обязанности на ответчика включить в ее специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды:
-обучения в .. медицинском училище с /../.09.1974 по /../.07.1976 (1 год 10 месяцев и 4 дня);
-обучения на медицинском факультете ВУЗа, по специальности «лечебное дело» с /../.09.1976 по /../.07.1982 года (5 лет 10 месяцев 0 дней);
-месячные курсы повышения квалификации в ... по курсу «Диагностика и неотложная помощь при острых заболеваниях и травмах брюшной полости» в 1991 году (30 дней);
-месячные курсы повышения квалификации в ..., находящейся в городе .., на выездном цикле в г..., по курсу «Избранные вопросы НМП (неотложной медицинской помощи) и ИТ (интенсивной терапии) на транспорте» в 1997 году (30 дней);
-повышения квалификации в ... по скорой медицинской помощи с выполнением итоговой работы на тему «Травматический шок с /../.09.2004 по /../.10.2004 (26 дней);
- повышения квалификации в ... по курсу «Диагностика и интенсивная терапия при неотложных состояниях» с /../.11.2009 по /../.12.2009 (1 месяц 26 дней), итого 8 лет 0 месяцев 26 дней,
и обязать УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР выплатить Ивановой Г.В. установленные законодательством Российской Федерации денежные средства в качестве трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, за период с /../.09.2004 по /../.01.2006.
Исковые требования мотивированы тем, что пенсионный орган незаконно не включил указанные периоды в специальный стаж, чем нарушил ее конституционное право на социальное обеспечение.
В судебном заседании истица Иванова Г.В., ее представитель Широкин П.Ю. исковые требования поддержали, пояснив, что Иванова Г.В. является получателем пенсии с /../.01.2006. Однако при включении указанных периодов в специальный стаж у нее имелся необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 30 летний стаж медицинской работы по состоянию на /../.09.2004.
Представитель ответчика УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР Алексеева А.Г. иск не признала.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 января 2015 года постановлено: в иске Ивановой Г.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении в специальный медицинский стаж периоды учебы с /../ сентября 1974 года по /../ июля 1976 года в .. медицинском училище, с /../ сентября 1976 года по /../ июля 1982 года в ВУЗе, периоды курсов повышения квалификации в 1991 году продолжительностью 30 дней, в 1997 году продолжительностью 30 дней, с /../ сентября 2004 года по /../ октября 2004 года, со /../ ноября 2009 года по /../ декабря 2009 года, о назначении пенсии со /../ сентября 2004 года, о взыскании пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения со /../ сентября 2004 года по /../ января 2006 года отказать.
На указанное решение представителем истца Широкиным П.Ю. подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности и необоснованности. Заявитель полагает, что в соответствии со ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п.п. «и» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 периоды обучения Ивановой Г.В. с /../.09.1974 по /../.07.1976 в .. медицинском училище, с /../.09.1976 по /../.07.1982 на медицинском факультете ВУЗа подлежат включению в специальный стаж работы по специальности при назначении трудовой пенсии по старости, поскольку в период обучения Ивановой Г.В. в среднем специальном и высшем медицинском учебных заведениях законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы и данный период приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода, последующее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав Ивановой Г.В. в области пенсионного обеспечения. Кроме этого суд первой инстанции не принял во внимание и правовые позиции высших судов РФ о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1379 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», ст.73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», п.5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации периоды нахождения на курсах повышении квалификации, в учебном отпуске также должны быть включены в специальный стаж, в так как данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании представитель истицы Широкин П.Ю. апелляционную жалобу поддержал, представитель УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР Алексеева А.Г. жалобу просила оставить без удовлетворения.
Иванова Г.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Иванова Г.В. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ) ... с /../.01.2006.
Исковые требования Ивановой Г.В. сводятся к требованию о включении спорных периодов в специальный стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и возложении на ответчика обязанности по выплате указанной пенсии за период с /../.09.2004, с даты возникновения права на указанную пенсию, до /../.01.2006, даты назначения пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ.
В указанный период вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, регулировались пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно указанной норме, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно статье 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд (п.7 ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ).
Таким образом, назначение пенсии носит заявительный характер, и пенсия не может быть назначена ранее обращения за ней с заявлением с приложением всех необходимых документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ, к каковым вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, не относятся.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, с заявлением о назначении пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ Иванова Г.В. в установленном законом порядке с приложением всех необходимых документов не обращалась. Обращение представителя истицы к ответчику /../.12.2014, на которое имеется ссылка в жалобе и на которое ответчиком дан ответ, обращением за назначением пенсии по указанному основанию признано быть не может. Истица обращалась /../.12.2005 за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона и на основании указанного обращения пенсия ей была назначена с /../.01.2006.
Поскольку в судебном порядке подлежит защите лишь нарушенное право, а истицей факт нарушения ответчиком ее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ не доказан, ввиду отсутствия фактов обращения за пенсией и принятия ответчиком решений об отказе во включении в специальный стаж тех или иных периодов и назначении пенсии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда в указанной части не опровергают и не содержат оснований к отмене решения. Более того, они содержат ссылки на нормы права: ст. 91 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пп. «и» п. 19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, которые к вопросам назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также к порядку исчисления специального медицинского стажа, отношения не имеют, поскольку регулируют вопросы исчисления общего, а не специального стажа.
Судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда выводы о наличии или отсутствии оснований для включения в специальный медицинский стаж периодов обучения в учебных заведениях и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку данные суждения могли иметь место лишь в случае проверки законности и обоснованности отказа ответчика во включении указанных периодов в специальный медицинский стаж и назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В то же время самим судом было установлено, что ни факта обращения за указанной пенсией, ни факта вынесения решения по указанным вопросам, не имелось. Исключение указанных выводов на правильность решения суда об отказе в удовлетворении заявленных требований не влияет.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истицы Ивановой Г.В. – Широкина П.Ю. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 января 2015 года оставить без удовлетворения с учетом изменения мотивировочной части решения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Спиридонов А.Е.