Решение по делу № 33-9038/2011 от 27.06.2011

Судья –Станкова Е.А. дело № 33-9038/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«06» июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Манаенковой Е.Н.,

судей: Коваленко Е.Н., Сафоновой Л.И.,

при секретаре: Павловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Нечаевой С.В. на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 10 мая 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:

Заявление об оспаривании Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда утвержденного Решением Волгоградской городской Думой от 04.02.2009г. №15/444 в части п. 5.5.15. Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда в части: «… и освобождает от должности по согласованию с заместителем главы Волгограда, курирующим вопросы здравоохранения, руководителей учреждений муниципальной системы здравоохранения…», оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда , объяснения и ее представителя , возражения представителя Волгоградской городской Думы , Судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

обратилась в суд с заявлением об оспаривании Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думой от 04.02.2009 года № 15\444.

В обоснование заявленных требований указала, что работала в должности главного врача МУЗ «Детская поликлиника № 3». ДД.ММ.ГГГГ приказом Департамента здравоохранения администрации Волгограда действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено по основаниям, установленным п.2 ст.278 ТК РФ в связи с приня­тием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ руководителем Департамента было согласовано ее увольнение с должности главного врача МУЗ «Детская поликлиника № 3» с ДД.ММ.ГГГГ с заместителем главы Волгограда

Ссылаясь на то, что п. 5.5.15. Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда в части противоречит Уставу г.Волгограда, принят с нарушением установленного порядка, просила признать п. 5.5.15. Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009г. № 15/444, в части указания «руководитель Департамента назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с заместителем главы Волгограда, курирующим вопросы здравоохранения, руководителей учреждений муниципальной системы здравоохранения Волгограда, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры..» недействующим полностью со дня его принятия.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд проверяет оспариваемый нормативный акт на противоречие федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также проверяет, соблюдены ли правила принятия правового акта.

Проверка полномочий лица на подписание правового акта является составной частью процедуры проверки его законности, поскольку подписание нормативного акта относится к одной из стадий процесса нормотворчества, полномочия участников которого на совершение такого действия устанавливаются юридическими нормами соответствующего уровня.

Как следует из приведенных выше норм, оспариваемый нормативный правовой акт должен быть издан в установленном законом порядке.

Если правовой акт имеет все признаки, характерные для нормативного правового акта, то в случае его оспаривания он должен рассматриваться в порядке гл. 24 ГПК РФ. Однако установленное в ходе судебного разбирательства несоблюдение надлежащего порядка подписания данного акта будет являться для суда основанием для признания его недействующим, поскольку акт подписан не уполномоченным на то лицом.

Вместе с тем, как следует из смысла и содержания вышеуказанных норм, по делам о признании недействующим нормативного правового акта разрешение дела судом осуществляется безотносительно к спору о защите субъективных прав конкретных лиц. При нарушении прав и законных интересов граждане и юридические лица вправе обращаться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права и за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое положение имеет признаки нормативного правового акта.

С указанным выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с п. 10 указанного Постановления, при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.

Оспариваемый пункт Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, поскольку направлен на урегулирование порядка назначения и освобождения от должности руководителей учреждений муниципальной муниципальной системы здравоохранения, то есть круг лиц, для которых содержащиеся в оспариваемом пункте положения являются обязательными, определен.

Следовательно, оспариваемый пункт Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда не обладает признаками нормативности, в связи с чем, указанный вывод подлежит исключению из решения суда.

Согласно п. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В силу п. 20 ч. 2 ст. 24 Устава города-героя Волгограда принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. N 20/362 к полномочиям Волгоградской городской Думы, как представительного органа, относится определение органов местного самоуправления Волгограда, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка.

На основании п. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Следовательно, Волгоградская городская Дума устанавливает, определяет и утверждает порядок и структуру органа местного самоуправления.

Согласно п. 5 ст. 38 Устава Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.

Департамент здравоохранения - отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, осуществляющее функции управления муниципальной системой здравоохранения Волгограда на территории городского округа Волгоград в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 6 ст. 38 Устава города-героя Волгограда Положения об отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделениях (органов) администрации Волгограда, являющихся юридическими лицами, утверждаются городской Думой.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Устава города-героя Волгограда Администрацией Волгограда руководит глава Волгограда.

Согласно п. 12 ст. 36 Глава Волгограда обладает следующими полномочиями: непосредственно разрабатывает положения об отраслевых (функциональных) подразделениях (органах) администрации Волгограда, наделенных правами юридических лиц, а затем представляет их на утверждение городской Думы.

В силу ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)) правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 29 п. 7 Устава города-героя Волгограда председатель городской Думы подписывает решения, не носящие нормативного характера. Решения городской Думы, носящие нормативный правовой характер, вступают в силу после их подписания главой Волгограда и официального опубликования (п.5 ст.35 Устава). Статья 36 (п.2) также закрепляет за главой Волгограда полномочия подписывать принятые городской Думой решения, носящие нормативный правовой характер.

Статья 36 п. 4 п.п. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что глава муниципального образования в пределах полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. В свою очередь председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера (п.5 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с п. 5.5.15 Положения, вопросы назначения и освобождения от должности руководителей учреждений муниципальной системы здравоохранения Волгограда производится по согласованию с заместителем главы Волгограда.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются щипальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Вместе с этим согласно п. 2 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда назначение и освобождение руководителей муниципальных учреждений Волгограда относится к полномочиям администрации Волгограда.

Согласно п. 5 ст. 24 Устава в исключительной компетенции городской Думы находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда, то есть управляет и распоряжается муниципальным имуществом исполнительно-распорядительный орган администрация Волгограда, а Волгоградская городская Дума определяет порядок данных полномочий.

Судом установлено, что работала в должности главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Детская поликлиника № 3» г.Волгограда, с ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Департамента здравоохранения администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с должности главного врача данного учреждения, на основании решения уполномоченного собственником лица в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ с выплатой трехкратного среднего месячного заработка.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 26 августа 2010 г. вступившим в законную силу, иск к Департаменту здравоохранения администрации Волгограда о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда оставлен без удовлетворения.

Положение о департаменте здравоохранения администрации Волгограда, в соответствии с которым была уволена и п. ДД.ММ.ГГГГ которого она обжалует, утверждено решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 года № 15\444.

Согласно пункту 5.5.15 Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда, руководитель Департамента назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с заместителем главы Волгограда, курирующим вопросы здравоохранения, руководителей учреждений муниципальной системы здравоохранения Волгограда, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры, а также утверждает их должностные инструкции…

Учитывая изложенное, установив, что оспариваемое в части Положение о департаменте здравоохранения разработано администрацией Волгограда, утверждено решением Волгоградской городской Думы, то есть принято уполномоченным лицом и в пределах его компетенции (п.8 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд пришел к обоснованному выводу о том, что данное Положение принято и опубликовано Волгоградской городской Думой в установленном законом порядке в пределах предоставленных полномочий.

При этом, удовлетворяя исковые требования, суд верно указал, что оспариваемое положение в части отвечает требованиям определенности, ясности и обеспечивает его единообразное понимание и толкование, имеющаяся в тексте формулировка позволяет распространять действие оспариваемого акта на руководителей учреждений муниципальной системы здравоохранения Волгограда, в части назначения на должность и освобождения от должности, заключения, изменения и расторжения с ними трудовых договоров.

Доводы кассационной жалобы приводились в судебных заседаниях и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не находит, поскольку указанные доводы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, что в силу ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 10 мая 2011 года изменить, исключив из его мотивировочной части указание нормативный характер п. 5.5.15 Положения о департаменте здравоохранения администрации Волгограда утвержденного Решением Волгоградской городской Думой от 04.02.2009г. №15/444.

В остальной части решение Центрального районного суда г.Волгограда от 10 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-9038/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нечаева Светлана Владимировна
Ответчики
Волгоградская городская Дума
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Коваленко Евгений Николаевич
06.07.2011Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее