Решение по делу № 2-4405/2018 ~ М-4708/2018 от 08.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

27.09.2018 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,

с участием представителя истца - помощника Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Окунева С.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Путник-ОЗТ" о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении требований лесного законодательства,

установил:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Путник-ОЗТ", в котором просит признать незаконным бездействие ответчика - ООО "Путник-ОЗТ", выразившееся в неисполнении требований лесного законодательства - неразработке проекта освоения лесов, непринятии мер, направленных на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также в нарушении правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесного участка площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк"; обязать ответчика - ООО "Путник-ОЗТ" разработать проект освоения лесов, принять меры, направленные на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк"; Обязать ответчика - ООО "Путник-ОЗТ" устранить нарушения пожарной и санитарной безопасности в лесах - обеспечить наличие на лесном участке площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк" противопожарного инвентаря согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 № 161.

В обоснование требований указано, что ООО "Путник-ОЗТ" на основании договора аренды от 27.05.2002 б/н и дополнительного соглашения к нему от 28.08.2015 б/н является арендатором лесного участка площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк".

Участок предоставлен ответчику сроком на 49 лет для рекреационной деятельности - обустройства и использования детского спортивного оздоровительного лагеря.

Проверкой, проведенной Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и <адрес>, в июне 2018 г. установлено, что при эксплуатации указанного лесного участка ответчиком нарушаются требования природоохранного законодательства.

Так, в нарушение вышеуказанных требований ООО "Путник-ОЗТ" не разработан и не согласован в установленном законом порядке проект освоения лесов используемого лесного участка.

Кроме того, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима на территории г.Сочи, установленного Постановлением главы г.Сочи от 14.05.2018 № 713 "Об установлении особого Противопожарного режима на территории муниципального образования город-курорт Сочи" на период с 15.05.2018 г. до 01.11.2018 г.

На момент проведения проверки на лесном участке, эксплуатируемом ООО "Путник-ОЗТ", пожарный инвентарь отсутствовал.

Указанные нарушения подтверждаются объяснением директора ООО "Путник-ОЗТ" Бондаренко А.А. от 29.06.2018 г., а также справкой участвующего в проверке специалиста органа Росприроднадзора.

Отсутствие средств пожаротушения не позволит немедленно принять комплекс исчерпывающих мер к ликвидации лесных пожаров, которые могут возникнуть в местах использования лесов, что создаст угрозу распространения огня на примыкающие естественные лесные массивы, расположенные на территории Сочинского национального парка, являющейся особо охраняемой природной территорией федерального значения.

Сложившаяся ситуация при осуществлении ООО "Путник-ОЗТ" хозяйственной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемой территории, является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Несоблюдение ответчиком требований лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима создает угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих леса и эксплуатируемый ответчиком рекреационный объект. Названные обстоятельства в своей совокупности являются основанием для обращения прокурора в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Окунев С.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика ООО "Путник-ОЗТ" в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания, однако согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35400013997605, адресат не является за получением извещения.

В соответствии с ч.4 ст.113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

Из материалов дела следует, что ответчик имел возможность получить беспрепятственно почтовую корреспонденцию по месту нахождения, однако фактически уклоняется от этого.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Представитель третьего лица Межрайонного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного уведомлен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что допускается по правилам ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела видно, что ООО "Путник-ОЗТ" (ИНН , ОГРН ) на основании договора аренды от 27.05.2002 б/н и дополнительного соглашения к нему от 28.08.2015 б/н является арендатором лесного участка площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк".

Участок предоставлен ответчику сроком на 49 лет для рекреационной деятельности - обустройства и использования детского спортивного оздоровительного лагеря.

Статья 42 Конституции РФ определяет право каждого на благоприятную окружающую среду, а ст.58 - обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст.1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании лесными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 1 ст.615 Гражданского кодекса РФ установлено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Пунктам 4.1.5 договора аренды земельного участка от 27.05.2002 б/н определено, что арендатор обязан соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Исходя из требований ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.

В соответствии со ст.12 данного Кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода должны осуществляться мероприятия по их охране, защите, воспроизводству, а также мероприятия по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

По смыслу статей 53 и 60.3 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов должен предусматривать мероприятия по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, зарегистрированным в Минюсте России 05.05.2012 за № 24075, утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Проект освоения лесов, как это определено ст.89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной экспертизе. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проверкой, проведенной Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в июне 2018 г., установлено, что при эксплуатации указанного лесного участка ответчиком нарушаются требования природоохранного законодательства.

Так, в нарушение вышеуказанных требований ООО "Путник-ОЗТ" не разработан и не согласован в установленном законом порядке проект освоения лесов используемого лесного участка.

Кроме того, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима на территории города Сочи, установленного постановлением главы города Сочи от 14.05.2018 № 713 "Об установлении особого Противопожарного режима на территории муниципального образования город-курорт Сочи" на период с 15.05.2018 г. до 01.11.2018 г.

Согласно п.4.1.2 договора аренды земельного участка от 27.05.2002 арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров - обеспечивать их тушение.

Статья 1 Лесного кодекса РФ к числу основных принципов лесного законодательства относит обеспечение охраны и защиты лесов. В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Статьей 53 Лесного кодекса РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

В силу положений ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов (в том числе эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, а также содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения являются составной частью мероприятий по предупреждению лесных пожаров.

Подпунктом "в" п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2007 № 417 определено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утв. Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

В соответствии с ч.4 Приложения № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 № 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" на лесном участке, предоставленном для осуществления рекреационной деятельности (до 10 га арендованной площади), необходимо иметь в наличии следующий пожарный инструмент: ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) - 2 шт., топоры - 1 шт., лопаты - 10 шт., емкость для доставки воды 10 - 15л - 1 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 1 шт., средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.

В нарушение вышеизложенного на момент проведения проверки на лесном участке, эксплуатируемом ООО "Путник-ОЗТ", пожарный инвентарь отсутствовал.

Указанные нарушения подтверждаются объяснением директора ООО "Путник-ОЗТ" Бондаренко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой участвующего в проверке специалиста органа Росприроднадзора.

Отсутствие средств пожаротушения не позволит немедленно принять комплекс исчерпывающих мер к ликвидации лесных пожаров, которые могут возникнуть в местах использования лесов, что создаст угрозу распространения огня на примыкающие естественные лесные массивы, расположенные на территории Сочинского национального парка, являющейся особо охраняемой природной территорией федерального значения.

Сложившаяся ситуация при осуществлении ООО "Путник-ОЗТ" хозяйственной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемой территории, является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре РФ" прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор при подаче иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера, установленная для физических лиц, составляет 300 рублей и подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.

        Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Признать незаконным бездействие ООО "Путник-ОЗТ", выразившееся в неисполнении требований лесного законодательства - неразработке проекта освоения лесов, непринятии мер, направленных на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также в нарушении правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесного участка площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк".

    Обязать ООО "Путник-ОЗТ" разработать проект освоения лесов, принять меры, направленные на получение положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк".

    Обязать ООО "Путник-ОЗТ" устранить нарушения пожарной и санитарной безопасности в лесах - обеспечить наличие на лесном участке площадью 1,0 га, расположенного в квартале 82, выделах 1, 2, 13 Мацестинского участкового лесничества ФГБУ "Сочинский национальный парк" противопожарного инвентаря согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 № 161.

    Взыскать с ООО "Путник-ОЗТ" в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 02.10.2018 г.

    Председательствующий

2-4405/2018 ~ М-4708/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор КК
Ответчики
ООО Путник - ОЗТ
Другие
Росприроднадзор
ФГБУ Сочинский национальный парк
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Качур Сергей Вячеславович
08.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2018[И] Передача материалов судье
13.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
05.09.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2018[И] Судебное заседание
02.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее