Решение по делу № 2а-3748/2017 ~ М-3516/2017 от 15.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 года                                                                                                    г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3748/2017 по административному исковому заявлению Непомнящих А.В. к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным решения об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования,

установил:

Непомнящих А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области», в котором просит признать незаконным и отменить решение ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Непомнящих А.В. в проведении повторного медицинского освидетельствования на предмет признания годным к военной службе.

В обоснование требований административным истцом указано, что он состоит на воинском учете в ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области». Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о поступлении на контрактную службу. Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. ему отказано в поступлении на контрактную службу связи с тем, что у него годность к воинской службе, категория «В», выявлено <данные изъяты>. Он обратился к административному ответчику с заявлением о проведении в отношении него повторного освидетельствования, с целью изменения категории годности к военной службе. Согласно информации ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ., административному истцу отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования, так как диагноз, явившийся причиной признания его ограниченно годным к военной службе в 2007г., не имеет тенденции к обратному развитию, может лишь прогрессировать, ухудшая состояние больного. Какие-либо изменения в лучшую сторону могут объясняться <данные изъяты>. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку действующее законодательство говорит о возможности прохождения медицинского переосвидетельствования гражданами, ранее признанными ограниченно годными к военной службе. Согласно справке травматолога <данные изъяты>. клиники <данные изъяты>, диагноз Непомнящих А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.: <данные изъяты>. Указанное медицинское заключение свидетельствует об улучшении состояния его здоровья и изменении ранее установленного диагноза. При принятии оспариваемого решения военного комиссариата указанное заключение при разрешении вопроса о наличии оснований для проведения повторного медицинского освидетельствования не учитывалось. Отказ в проведении переосвидетельствования основан исключительно на отсутствии правовой нормы, предусматривающей переосвидетельствование граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. При таких обстоятельствах оспариваемый истцом отказ в проведении повторного медицинского освидетельствования по приведенным в нем основаниям нельзя признать законным. Оспариваемым отказом нарушено право административного истца на прохождение военной службы по контракту.

В судебном заседании административный истец Непомнящих А.В. поддержал заявленные требования.

    Представитель административного ответчика Военного комиссариата Иркутской области Шаврова М.В. требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Непомнящих А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением призывной комиссии ОВК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан ограниченно годным к военной службе и зачислен с категорией годности «В» в запас на основании статьи <данные изъяты> расписания болезней Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе».

ДД.ММ.ГГГГ. военным комиссариатом <адрес> Непомнящих А.В. выдан военный билет серии АН .

Данные обстоятельства установлены судом из пояснений сторон, сведений, представленных административным ответчиком и сторонами, не оспариваются.

ДД.ММ.ГГГГ. Непомнящих А.В. обратился с заявлением в ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области», где просил направить его на прохождение военно-врачебной комиссии для изменения категории годности к военной службе.

Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Непомнящих А.В. ему отказано в проведений повторного медицинского освидетельствования, так как диагноз, явившийся причиной признания Непомнящих А.В. ограниченно годным к военной службе в 2007г., не имеет тенденции к обратному развитию, может лишь прогрессировать, ухудшая состояние больного. Какие-либо изменения в лучшую сторону могут объясняться <данные изъяты> или фальсификацией. Разъяснено право обжалования данного отказа в суд.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.

Согласно пункту 4 статьи 52 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации,.. . органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе.

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно пункту 84 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.

По смыслу данной нормы права основанием для повторного медицинского освидетельствования является улучшение состояния здоровья заявителя. При этом законодателем не предусмотрены основания отказа в прохождении повторного медицинского освидетельствования.

Из материалов административного дела следует, что Непомнящих А.В. в военный комиссариат Иркутской области была представлена справка травматолога ДД.ММ.ГГГГ.

Как предусмотрено п. 85 Положения об экспертизе, организация освидетельствования не являющихся военнослужащими граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации или отделы военных комиссариатов.

Согласно п. 87 Положения о военно-врачебной экспертизе, граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.

Анализируя приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, наоборот Положением о военно-врачебной экспертизе прямо предусмотрена возможность проведения повторного медицинского освидетельствования граждан ранее признанного ограниченного годным к военной службе, в случае, если в результате обследования в медицинских организациях ранее установленный диагноз заболевания изменен (пересмотрен).

Представленные административным истцом при обращении с заявлением о прохождении повторного медицинского освидетельствования медицинские документы содержали сведения о том, что ранее установленный ему диагноз был изменен.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ, изложенный в письме от 16.08.2017 г. № 4785, со ссылками на отсутствие у административного истца, как гражданина с заболеванием, не имеющим тенденции к обратному развитию, права на прохождение повторного медицинского освидетельствования в целях изменения категории годности, суд находит не соответствующим ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положению о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565), нарушающим право административного истца, как лица, ранее признанного ограниченного годным к военной службе, на прохождение повторного медицинского освидетельствования в случае, если в результате обследования в медицинских организациях ранее установленный диагноз заболевания изменен (пересмотрен).

При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение комиссариата Иркутской области вынесено без учета действующего законодательства, нарушает права и административного истца, поскольку препятствует ему в праве прохождения военной (приравненной к ней) службы в соответствующих органах, а значит, принято незаконно.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 23, пункты 1 и 4 статьи 52 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе).

Из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

Приведенные федеральные правовые нормы опровергают позицию административного ответчика о том, что отказ военного комиссариата в проведении повторного медицинского освидетельствования не нарушает права Непомнящих А.В.

Организация освидетельствования таких граждан, то есть обязанность, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.

Аналогичная правовая позиция изложена в Кассационном определении Верховного Суда РФ от 08.02.2017 № 81-КГ16-27.

Доводы административного ответчика в оспариваемом отказе не состоятельны, поскольку оценка состояния здоровья относится к компетенции военно-врачебной комиссии, административный ответчик таким правом не наделен.

В силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе отменять решения органов исполнительной власти и предрешать решение, которое относится к компетенции государственного органа исполнительной власти. При указанных обстоятельствах требование административного истца об отмене решения ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ , удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в целях устранения нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца, на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Непомнящих А.В. путем повторного рассмотрения заявление от 04.08.2017г. о направлении его на прохождение военно-врачебной комиссии для изменения категории годности к военной службе, в порядке и сроки, предусмотренные законом.

Учитывая, что оспариваемый отказ датирован ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в суд с настоящим административным иском посредством почты 11.09.2017г., административный истец срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, не пропустил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Непомнящих А.В. к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Непомнящих А.В. в проведении повторного медицинского освидетельствования на предмет признания годным к военной службе.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Иркутской области» повторно рассмотреть заявление Непомнящих А.В. от ДД.ММ.ГГГГ. о направлении на прохождение военно-врачебной комиссии для изменения категории годности к военной службе.

В остальной части требования Непомнящих А.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 24.11.2017г.                              Н.Н. Исакова

2а-3748/2017 ~ М-3516/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Непомнящих Александр Владимирович
Ответчики
Военный комиссариат Иркутской области ФКУ МО РФ
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Исакова Наталья Николаевна
15.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2017[Адм.] Судебное заседание
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
24.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее