Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Азаркиной О.С.,
с участием помощника прокурора Мамедовой Т.А.,
представителя ответчика ГБУЗ МО «НЦРБ» Авраменко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ногинского городского прокурора в интересах Кораблина А. С. к ГБУЗ МО «НЦРБ», Министерству здравоохранения Московской области о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств в счет стоимости расходов на приобретенные лекарственные средства,
установил:
Ногинский городской прокурор, действуя в интересахКораблина А. С., обратился в суд с иском к ГБУЗ МО «НЦРБ», Министерству здравоохранения Московской области о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств в счет стоимости расходов на приобретенные лекарственные средства, указав, что Ногинской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению инвалида 2 группы Кораблина А.С. о ненадлежащем обеспечении льготными лекарственными препаратами, которые приобретались им за счет собственных денежных средств.
В ходе проверки установлено следующее.
Кораблин А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно.
Наблюдается у врачей-специалистов поликлиники № 2 ГБУЗ МО «НЦРБ» с диагнозом: хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких, диффузный пневмосклероз, стенокардия напряжения, гипертоническая болезнь 2 стадии, аденома предстательной железы 1 стадии.
По результатам медицинского осмотра и медицинским показаниям Кораблину А.С. выписываются бесплатные рецепты по международному непатентованному наименованию (МНН) на следующие лекарственные препараты: «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «сальбутамол», «атровент», «фокусин», «спирива».
ГБУЗ МО «НЦРБ» ежемесячно формируются плановые заявки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Из плановых заявок ГБУЗ МО «НЦРБ» за.ДД.ММ.ГГГГ год усматривается, что вышеперечисленные лекарственные препараты не заказывались с января по май ДД.ММ.ГГГГ года, с июня по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года заявки делались лишь на сальбутамол. Из плановых заявок ГБУЗ МО «НЦРБ» за ДД.ММ.ГГГГ год усматривается, что вышеперечисленные лекарственные препараты не заказывались с января по декабрь 2015 года, заявки делались лишь на «сальбутамол». Следовательно, в аптечные организации жизненно важные для Кораблина А.С. льготные лекарственные препараты не поступали, и последний вынужден был нести расходы на их приобретение.
Так, в январе ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретен «беродуал» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
В феврале ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «беродуал», «вентолин», «лозап» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от
от ДД.ММ.ГГГГ.
В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «сиднофарм», «вентолин», «беродуал» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «профлосин», «лозап», «беродуал» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В марте ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «лозап», «беродуал», «атровент», «сиднофарм» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В апреле ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «беродуал», «сиднофарм», «вентолин» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В мае ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «фокусин», «беродуал», «вентолин» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В июне ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «вентолин», «сиднофарм», «беродуал», «лозап» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В августе ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретен «профлосин» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
В сентябре ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «сиднофарм», «беродуал», «лозап» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от
ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «беродуал», «вентолин» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «беродуал», «вентолин» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре ДД.ММ.ГГГГ года истцом приобретены «беродуал», «вентолин», «спирива», «сиднофарм», «лозап», «профлосин» на сумму <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Всего за указанные периоды Кораблин А.С. понес расходы на приобретение лекарственных препаратов на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Обеспечение инвалида, проживающего в Московской области, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, возложено на субъект Российской Федерации - Московскую область, в лице Министерства здравоохранения Московской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения Московской области, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по закупке льготных лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки возложена на Министерство здравоохранения Московской области.
Согласно п. 7.1 раздела 7 указанного Регламента на Министерство здравоохранения Московской области возложены функции по определению ассортимента и необходимой потребности в лекарственных препаратах; организации размещения заказа и проведения конкурса на оказание услуг по хранению и доставке в аптечные организации лекарственных препаратов для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета Московской области; организации размещения заказа и проведение конкурса на оказание услуг по отпуску (выдаче) лекарственных препаратов для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета Московской области; организации размещения заказов и проведению открытых аукционов в электронной форме на поставку лекарственных препаратов в рамках льготного лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджетов на основании фактической потребности; заключение Государственных контрактов и договоров с фармацевтической организацией-поставщиком лекарственных препаратов на поставку лекарственных препаратов и др.
На основании п. 7.2 раздела 7 Регламента органы управления здравоохранения муниципальных образований осуществляют подготовку данных по своей территории для передачи в Министерство здравоохранения Московской области, в том числе территориальные заявки на необходимые лекарственные препараты в сроки и форме, установленные Регламентом.
В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Регламента ежемесячная плановая заявка на поставку лекарственных препаратов в аптечные организации муниципального образования формируется органом управления здравоохранения исходя из ассортимента лекарственных препаратов, утвержденного Министерством здравоохранения Московской области.
По результатам рассмотрения обращения Кораблина А.С. установлено, что последний является инвалидом 2 группы бессрочно, включен в список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и нуждающихся в льготных лекарственных препаратах.
В ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ году Кораблин А.С. не был обеспечен лекарственными препаратами «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива» по причине не указания ГБУЗ МО «НЦРБ» данного перечня в ежемесячных плановых заявках.
Просит:
Признать незаконным бездействие ГБУЗ МО «НЦРБ», выразившееся в неисполнении обязанностей по заказу лекарственных препаратов - «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива» в ежемесячных плановых заявках за ДД.ММ.ГГГГ г.г.
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Кораблина А. С. в счет стоимости расходов на приобретение лекарственных препаратов - «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива» сумму в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представитель Ногинской городской прокуратуры Мамедова Т.А. заявление поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные доводам заявления.
Истец Кораблин А.С. требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ МО «НЦРБ» Авраменко А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представил суду письменные возражения, просит отказать по изложенным в них основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области направил письменный отзыв, просит в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, представителя Ногинской городской прокуратуры, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями) полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.
Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществлялась Министерством в 2014 году и 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки.
Поставки лекарственных препаратов в аптечные организации в 2014 году осуществлялись в соответствии с заявками органов управления здравоохранения муниципальных образований Московской области в пределах выделенных объемов финансирования и количества препаратов, закупленных по государственным контрактам.
Органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области (главные врачи ЦГБ/ЦРБ) в 2014 году ежемесячно формировали и предоставляли плановую заявку муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе с Перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях.
Заявки на лекарственные препараты, утвержденные Министерством, направляются в фармацевтические организации для осуществления поставки лекарственных препаратов в аптечные организации.
Поставки лекарственных препаратов в аптечные организации осуществлялись по плановым и дополнительным заявкам (индивидуальным) органов управления здравоохранения муниципальных образований в рамках заключенных по итогам аукционов государственных контрактов и в соответствии с графиком поставок.
Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области в ДД.ММ.ГГГГ году ежемесячно формируют и предоставляют плановую заявку на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе с Перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 г. № 2782-р, на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях.
Заявки на лекарственные препараты, утвержденные Министерством, направлялись и направляются в фармацевтические организации для осуществления поставки лекарственных препаратов в аптечные организации.
Министерство в 2014 и 2015 годах осуществляло закупки лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (далее - МНИ) на основании Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с конкретным торговым наименованием закупки лекарственных препаратов производятся только в отдельных случаях и только при наличии индивидуальной непереносимости пациента, подтвержденной решением медицинской комиссии.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" основанием предоставления необходимых лекарственных препаратов является оформленный в установленном порядке лечащим врачом рецепт.
Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Курс лечения и предоставление пациенту рецептов для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами относится исключительно к компетенции лечащего врача.
Согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области (далее - ЕРИС), в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты, Кораблин А.С. в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах был своевременно обеспечен по всем оформленным в установленном порядке ему рецептам.
Указанные обстоятельства подтверждаются содержащимися в медицинской карте истца рецептами врача.
При сравнительном анализе рецептов, содержащихся в медицинской карте Кораблина А.С., усматривается, что он обеспечен лекарственными средствами в соответствии с рецептами.
Иных рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов, указанных в иске, в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах Кораблину А.С. не выписывалось. Таким образом, самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах не является основанием для взыскания денежных средств, затраченных Кораблиным А.С., на их приобретение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 355-ФЭ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-иивалидов, на 2014 год", в 2014 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов, составляла 671 рубль,
В ДД.ММ.ГГГГ году Кораблин А.С., согласно ЕРИС обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму <данные изъяты> руб., то есть сверх нормы, установленной действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 400-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на ДД.ММ.ГГГГ год", в ДД.ММ.ГГГГ году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов, составляла <данные изъяты> рублей.
В ДД.ММ.ГГГГ году Кораблин А.С. обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму <данные изъяты>., то есть сверх нормы, установленной действующим законом Кораблин А.С. обеспечен по всем оформленным в соответствующем порядке рецептам лечащего врача в ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами истцом суду не предоставлено.
Самостоятельное приобретение Кораблиным А.С. лекарственных препаратов без назначения лечащего врача и оформленных в утвержденном порядке рецептов не влечет за собой обязанность Министерства по обеспечению Кораблина А.С. лекарственными препаратами «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива».
Что касается требований к ГЬУЗ «НЦРБ», они также не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям.
Кроме того, разделом 7.3 Регламента на ГБУЗ МО «НЦРБ» возложена обязанность только по определению потребности в лекарственных препаратах, на основании данных предоставленных лечащими врачами, и передачи данных о потребности в орган управления здравоохранением. Плановая потребность ГБУЗ МО «НЦРБ» на ДД.ММ.ГГГГ г. была передана в орган управления здравоохранением Ногинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ год - ДД.ММ.ГГГГ Обязанность по формированию плановых заявок на лекарственные препараты и передачи их в Министерство здравоохранения Московской области возложена на орган управления здравоохранением.
Назначенные Кораблину А. С. лекарственные препараты были включены в список потребности ГБУЗ МО «НЦРБ» в лекарственных препаратах.
Лекарственный препарат «Сиднофарм» (МНН - Молсидомин) также был назначен Кораблину А. С. по медицинским показаниям, но поскольку данный лекарственный препарат не предусмотрен Перечнями, он не мог быть предоставлен бесплатно.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ногинского городского прокурора в интересах Кораблина А. С. к ГБУЗ МО «НЦРБ», Министерству здравоохранения Московской области о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств в счет стоимости расходов на приобретенные лекарственные средства отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Дорохина И.В.