РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Знаменск Астраханской обл. 13 марта 2015 года
Знаменский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Назарова Р.А.,
при секретаре судебного заседания Караваевой Н.Л.,
с участием заявителя Колесника В.И., его представителя Беляевой Н.С., представителей командующего РВСН Никитина С.Н. и Зайцевой О.А., помощника военного прокурора Знаменского гарнизона лейтенанта юстиции Кийкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника запаса Колесника Виктора Ивановича об оспаривании действий командующего РВСН, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Подполковник запаса Колесник В.И. обратился в суд с заявлением к командующему РВСН, в котором просил:
1. Признать пункт <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу) в части его увольнения с военной службы в запас в связи организационно-штатными мероприятиями незаконным и недействующим с момента издания, и обязать командующего РВСН отменить его и восстановить его на военной службе до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства.
2. Признать параграф <данные изъяты> приказа командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) об исключении его из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействующим с момента издания, и обязать командующего РВСН отменить его и восстановить его в списках личного состава части и всех видах обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Колесник поддержал требования своего заявления по изложенным в нем основаниям, уточнил п. 2 своих требований, указав, что просит восстановить его в списках личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель также пояснил, что он проходил военную службу по контракту в ВС РФ, общая продолжительность которой составляет более <данные изъяты> лет. В связи с проведением организационно - штатных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ года он был зачислен в распоряжение командира в/ч <данные изъяты>, в этом же году был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> и включен в соответствующий учет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. ему распределялись жилые помещения в <адрес> и <адрес>, однако он отказывался от их получения, поскольку каждый раз за счет собственных средств ему предлагалось компенсировать затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения, а <адрес> не является избранным им после увольнения местом жительства. Доплатить за превышение общей площади жилого помещения он не мог, так как находился в распоряжении, получая денежное довольствие без надбавок, и помогал своей сестре.
Как пояснил в суде заявитель, приказом командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, на основании приказа того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. При нахождении в распоряжении он добросовестно исполнял общие обязанности военнослужащего, дисциплинарных взысканий не имел, со стороны командования к нему претензий нет. При увольнении командованием с ним проводились беседы, с увольнением до обеспечения жильем был не согласен. Также при увольнении с военной службы ему предлагали получить служебное жилье в <адрес>, но он от его получения отказался, так как находился в процессе увольнения и был обеспечен общежитием, в котором проживает с ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее жилым помещением он никогда обеспечен не был.
Представитель заявителя Беляева Н.С. требования Колесника поддержала, при этом пояснила, что заявитель с момента постановки на жилищный учет способ обеспечения его жильем не менял, как и не менял избранное место жительства - <адрес>, состав его семьи оставался неизменным. Ее доверитель имеет право получить жилье бесплатно, без доплат за превышение общей площади жилого помещения. Жилищная субсидия как таковая Колеснику в соответствии с действующим законодательством не предоставлялась. Оспариваемые заявителем приказы командующего РВСН являются незаконными, так как Колесник считается необеспеченным жилым помещением, своего согласия на увольнение не давал и согласно ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» без его согласия не может быть уволен с военной службы без предоставления ему жилого помещения.
По мнению Беляевой, представители командующего РВСН не представили доказательств, свидетельствующих о том, что Министерство обороны не может предоставить заявителю жилое помещение в избранном им месте жительства общей площадью до 36 кв. м. Злоупотребления правом со стороны заявителя нет, никакой закон он не нарушал.
Представитель командующего РВСН Никитин С.Н. в судебном заседании требования заявителя к должностному лицу не признал, представил возражения и пояснил, что Колеснику неоднократно предлагалось получить жилое помещение по избранному месту жительства, от чего он отказывался по надуманным основаниям, злоупотребляя своим правом на обеспечение жильем. В ДД.ММ.ГГГГ года заявитель отказался от получения жилищной субсидии. Командующим РВСН на основании соответствующего представления командира воинской части было принято законное решение об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части.
Представитель командующего РВСН Зайцева О.А. в судебном заседании требования заявителя к командующему РВСН не признала, согласившись с доводами Никитина.
Помощник военного прокурора Кийков В.В. в своем заключении пояснил, что требования заявителя подлежат удовлетворению, так как Колесник, обеспеченный жилым помещением специализированного жилищного фонда и не имеющий жилья, без его согласия не может быть уволен с военной службы без предоставления ему жилого помещения.
Суд, заслушав объяснения заявителя, представителей заявителя, должностного лица, чьи действия оспариваются, свидетеля, заключение прокурора, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из абз. 2 п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона следует, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Из анализа содержания данной нормы закона следует, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы категории военнослужащих, указанной в абз. 2 п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
В суде установлено, что подполковник Колесник проходил военную службу по контракту в ВС РФ, общая продолжительность которой составляет более <данные изъяты> лет. Первый контракт о прохождении военной службы заявителем заключен ДД.ММ.ГГГГ. В связи с проведением организационно - штатных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ года заявитель был зачислен в распоряжение командира в/ч <данные изъяты>. На основании приказов командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ №№ и № Колесник был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения в избранном месте жительства заявитель не давал.
В судебном заседании также установлено, что решением начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - ФГКУ «ЮРУЖО») от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, внесен в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с избранным местом жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года Колесник проживает в общежитии коечного типа по адресу: <адрес>, <адрес>, где зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. Указанная комната в общежитии на два койко-места, жилая площадь <данные изъяты> кв. м, общая - <данные изъяты> кв. м. Какого-либо иного жилья (находящегося в собственности, по договору социального найма или служебного) заявитель не имеет.
Данные обстоятельства не оспаривались в суде представителями командующего РВСН и подтверждаются объяснениями заявителя, выписками из приказов командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу, <данные изъяты>) и № (по строевой части, <данные изъяты>), МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу, <данные изъяты>), копиями контрактов о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представления от ДД.ММ.ГГГГ, листов беседы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, решения начальника ФГКУ «ЮРУЖО» от ДД.ММ.ГГГГ № №, паспорта заявителя, справкой специалиста РЭР № Филиала «Волгоградский» ОАО «Славянка» от ДД.ММ.ГГГГ № №, договора найма специализированного жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Из вышеизложенного следует, что заявитель проживает в общежитии коечного типа, которое относится к специализированному жилищному фонду и в соответствии со ст. 94 ЖК РФ предназначено для временного проживания военнослужащих в период прохождения ими военной службы. Следовательно, Колесник считается не обеспеченным жильем по месту прохождения военной службы.
Из копий извещений о распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что заявителю распределялись жилые помещения в <адрес> и <адрес>, при этом ему предлагалось за счет собственных средств компенсировать затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения. Согласно корешкам к указанным извещениям Колесник от предоставления распределяемых ему жилых помещений отказывался ввиду избрания постоянным местом жительства <адрес>, а <адрес>, а также по причине отсутствия денежных средств (несогласием с доплатой).
Суд учитывает, что в соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое заявителю в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью до 36 кв. м.
Не остается без внимания суда то обстоятельство, что практически во всех извещениях о распределении заявителю жилого помещения в <адрес> (за исключением извещения от ДД.ММ.ГГГГ № №) указано, что ему распределено жилое помещение в виде двухкомнатной, а не однокомнатной квартиры.
Свидетель ФИО1 в суде пояснила, что участвуя в работе оперативной группы по взаимодействию военнослужащих с ФГКУ «ЮРУЖО», она знает, что заявителю действительно предлагались <данные изъяты> квартиры с доплатой по избранному им месту жительства в <адрес>. Вообще квартиры общей площадью до <данные изъяты> кв. м строятся (закупаются) Министерством обороны РФ, например, в <адрес>.
Согласно абз. 4 п. 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абз. 3 и 12п. 1, п. 13 и абз. 1 п. 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Как следует из п. 1 Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 942, данные Правила устанавливают порядок оплаты гражданами, указанными в абз. 3 и 12п. 1, п. 13 и абз. 1 п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона, с их согласия общей площади жилого помещения, превышающей установленную ст. 15.1 Федерального закона норму предоставления площади жилого помещения.
Из анализа указанных норм следует, что предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх установленной нормы осуществляется только при его волеизъявлении (согласии) на компенсацию за счет собственных средств затрат федерального бюджета.
Данных о том, что заявителю предлагалось реализовать свое право на жилище путем предоставления жилищной субсидии в порядке, предусмотренном приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы», в суде не установлено.
Суд учитывает, что представителями должностного лица, чьи действия оспариваются, в суде не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Министерство обороны РФ не может предоставить Колеснику жилое помещение в избранном им месте жительства в <адрес> общей площадью до <данные изъяты> кв. м.
В связи с тем, что заявитель обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда в закрытом административно-территориальном образовании, которое в соответствии со ст. 94 ЖК РФ предназначено для временного проживания военнослужащих на период их военной службы, и не имеет какого-либо иного жилого помещения, предназначенного для постоянного проживания, законные основания для увольнения его в запас отсутствовали.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п.п. 19 и 20 договора найма специализированного жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ № договор прекращает свое действие по окончании срока службы, в случае прекращения указанного договора наниматель должен освободить жилое помещение.
При таких обстоятельствах отказ заявителя от распределенных ему жилых помещений в месте, отличном от избранного для постоянного проживания после увольнения с военной службы, либо в избранном, но при условии компенсировать за счет собственных средств затраты федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения, безусловно, не может свидетельствовать о том, что Колесник злоупотребляет своим правом на получение от МО РФ жилого помещения, поскольку заявитель не совершал действий с намерением причинить вред другому лицу и в обход закона с противоправной целью. На основании вышеуказанных норм права заявитель вправе отказаться от распределенного ему жилья с сохранением права требовать предоставления ему жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления, установленной в п.п. 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Соглашаясь с заключением помощника военного прокурора, принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что Колесник находится в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд считает, что приказы командующего РВСН в части увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части являются незаконными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования заявителя о признании незаконными действий командующего РВСН, связанных с его увольнением и исключением из списков личного состава воинской части, а также возложении обязанности на указанное должностное лицо восстановить его в списках личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить всеми положенными видами довольствия и обеспечения до предоставления ему жилого помещения в избранном месте жительства, подлежат удовлетворению.
При ином подходе к разрешению возникшего спорного отношения заявитель, не имеющий жилья в собственности, по договору социального найма или служебного жилого помещения, обязанный освободить занимаемое им койко-место в общежитии в закрытом административно-территориальном образовании после утраты им статуса военнослужащего в ДД.ММ.ГГГГ года, вообще может быть не обеспечен никаким жилым помещением, что противоречит требованиям ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждается возмещение с другой стороны всех понесенных по делу судебных расходов, то суд взыскивает с войсковой части <данные изъяты> через Филиал № ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> и <адрес>» в пользу заявителя судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника запаса Колесника Виктора Ивановича об оспаривании действий командующего РВСН, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения, - удовлетворить.
Признать приказ командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу, <данные изъяты>) в части увольнения Колесника В.И. с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями незаконным; обязать командующего РВСН отменить данный приказ в указанной части и восстановить Колесника Виктора Ивановича на военной службе до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Признать приказ командующего РВСН от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>) в части исключения Колесника В.И. из списков личного состава в/ч <данные изъяты>, всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать командующего РВСН отменить данный приказ в указанной части и восстановить Колесника Виктора Ивановича в списках личного состава в/ч <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить всеми положенными видами довольствия и обеспечения с указанной даты.
Взыскать с войсковой части <данные изъяты> через Филиал № ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> и <адрес>» в пользу Колесника Виктора Ивановича понесенные им судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам 3-го окружного военного суда через Знаменский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Назаров