Решение по делу № 33-213/2015 от 11.03.2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-213/2015

г. Санкт-Петербург 28 апреля 2015 года

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД

в составе:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,

СУДЕЙ: ПЕСТУНОВИЧА В.И.,

ЩЕГОЛЕВА С.В.,

при секретаре ДАВЫДОВЕ А.А.

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя Карпухина С.В. на решение Псковского гарнизонного военного суда от 23 января 2015 года по заявлению в интересах старшего лейтенанта запаса Зуевича Дмитрия Петровича, оспаривавшего решение начальника территориального отделения в Псковской области – г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанное с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи БАСОВА А.И., объяснения представителя заявителя Карпухина С.В. в подтверждение доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд

У С Т А Н О В И Л:

Решением начальника территориального отделения в Псковской области – г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – отделения ЗРУЖО) Зуевичу отказано в принятиина учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ – в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом в решении со ссылкой на ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сделан вывод о том, что к моменту подачи заявления о постановке на указанный учет Зуевич не обладал статусом военнослужащего.

Карпухин обратился в военный суд с заявлением в интересах Зуевича, в котором просил:

- признать незаконным указанное решение отделения ЗРУЖО;

- обязать начальника отделения ЗРУЖОотменить это решение и рассмотреть вопрос о постановке Зуевича на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решением Псковского гарнизонного военного суда от 23 января 2015 года в удовлетворении этого заявления отказано.

При этом суд исходил из того, что к моменту обращения Зуевича с заявлением о постановке на жилищный учет он не обладал статусом военнослужащего и, следовательно, не вправе был претендовать на получение жилого помещения за счет Министерства обороны РФ.

В апелляционной жалобе заявитель и его представитель просят об отмене указанного судебного постановления в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела и о принятии нового решения с удовлетворением заявленных требований.

Воспроизводя положения ст. 2 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», они полагают, что Зуевич отвечал всем необходимым условиям для принятия его на жилищный учет, так как ко дню исключения из списков личного состава части срок его военной службы составлял 10 лет. В день истечения военной службы заявитель не имел возможности представить в уполномоченный орган справку о его выслуге, в связи с чем не смог реализовать свое право на получение жилого помещения. Между тем реализация этого права не может быть поставлена в зависимость от механизма его реализации. Закрепленные Конституцией РФ и Федеральными законами права не могут быть утрачены по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.

Как установлено по делу, Зуевич с … года по … года проходил военную службу по призыву. … года он поступил на военную службу из запаса и заключил первый контракт о прохождении военной службы, а в … года назначен на воинскую должность командира взвода и ему присвоено офицерское звание. … года Зуевич достиг предельного возраста пребывания на военной службе, и срок заключенного с ним контракта истек. Приказами командующего Воздушно-десантными войсками №. . от … года и № … от … года заявитель, соответственно, уволен с военной службы по возрасту и исключен из списков личного состава части с … года. При этом в приказе об увольнении Зуевича с военной службы указывается об отсутствии у него права на обеспечение жилым помещением. На день исключения из списков личного состава части срок военной службы заявителя составил ровно 10 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

С учетом срока заключения заявителем первого контракта, он относится к числу военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Для этой категории военнослужащих порядок обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания предусмотрен абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 названного Федерального закона, а также изданными в развитие этой нормы Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011г. N512 (далее – Правила).

Согласно абзацам двенадцатому и тринадцатому п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из содержания этих норм закона и подзаконного нормативного акта, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма либо в собственность бесплатно в отношении перечисленной категории лиц при увольнении их с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе возникает из факта их увольнения по указанному основанию при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Согласно п. 3 названных Правил, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральным органом, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются, в том числе,выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.

Пунктом 5 названных Правил установлено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и соответствующих документов.

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Совокупность приведенных норм, вопреки указанию в апелляционной жалобе, свидетельствует о том, что решение о принятии на учет (отказе в принятии на учет) в отношении указанной категории лиц, по общему правилу, должно быть принято до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Соответственно, и подача заявления о принятии на учет должна быть произведена в период сохранения таким лицом статуса военнослужащего.

Так как одно из условий приобретения Зуевичем права на получение жилого помещения для постоянного проживания наступило в последний день его службы – … года, именно этим днем была ограничена возможность подачи им заявления в отделение ЗРУЖО о принятиина учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В указанный срок заявитель этим правом не воспользовался, а подал заявление в отделение ЗРУЖО лишь … года, то есть – спустя два месяца после утраты им статуса военнослужащего.

По смыслу перечисленных норм, уполномоченный орган обязан вынести решение о принятии такого лица на учет (отказе в принятии на учет) и при подаче заявления и приложенных к нему документов после исключения его из списков личного состава части (например, в случаях болезненного состояния военнослужащего, исключающего возможность подачи им заявления, не предоставления командованием военнослужащему возможности направить заявление после увольнения с военной службы, но до исключения из списков личного состава части и в других случаях).

Применительно к настоящему делу, такие случаи не установлены. С учетом даты истечения срока контракта Зуевича и достижения им предельного возраста пребывания на военной службе, а также требований п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, увольнение и исключение заявителя с военной службы должно было быть произведено … года. Как указывалось выше, к указанной дате заявитель, в силу имеющейся у него к этому моменту выслуги лет на военной службе, не вправе был претендовать на получение жилья для постоянного проживания. Не возникло такое право у Зуевича и ко дню увольнения его с военной службы.

Учитывая, что увольнение заявителя с военной службы и исключение его из списков личного состава части произведено приказом одного должностного лица, истечение срока военной службы Зуевича на основании п. 24 ст. 34 названного Положения должно было быть произведено не позднее … года.

При таких обстоятельствах у командования отсутствовали основания для создания заявителю условий, обеспечивающих возможность принятия решения о принятии его на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В суде апелляционной жалобы представитель Зуевича заявил о наличии препятствий для своевременного обращения военнослужащего с заявлением о принятии его на жилищный учет, чинимых ему командованием. К числу этих препятствий представитель отнес неверное исчисление выслуги лет Зуевичу в приказе об исключении его из списков личного состава части и несвоевременное предоставление заявителю документов, подтверждающих его право на жилищный учет.

Данное заявление судебной коллегией в суде апелляционной инстанции проверялось и своего подтверждения не нашло. Прежде всего, заявитель не воспользовался правом на оспаривание действий (бездействия) командования, в результате которых, по его мнению, созданы препятствия в получении необходимых документов.

Исходя из содержания п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, исчисление военнослужащему выслуги лет, рассмотрение его возражений на этот счет производятся до представления его к увольнению с военной службы. Применительно к процедуре увольнения Зуевича с военной службы, эти мероприятия должны были окончиться до … года. В связи с этим необходимость указания сведений о выслуге лет в приказе об исключении военнослужащего из списков личного состава отсутствовала. Ошибка в указании продолжительности военной службы заявителя в приказе № … от … 2014 года никак не сказалась на расчетах заявителя на этот счет, так как … года Зуевич обратился к командиру войсковой части 81430 с рапортом, в котором просил не увольнять его с военной службы в связи с наличием у него соответствующей выслуги лет и отсутствием у него жилого помещения для постоянного проживания. Тогда же заявитель обратился к командованию с рапортом о выдаче ему справок, подтверждающих его выслугу лет. Указанные рапорты заявителем были направлены по почте, были получены уполномоченным лицом … года и зарегистрированы в соответствующем журнале части … того же года. … года Зуевич лично получил в части полагающиеся ему документы. Сроки изготовления и вручения документов заявителю в данном случае не превышают разумных пределов.

Перечисленные обстоятельства, объяснения представителя заявителя в суде апелляционной инстанции свидетельствуют о том, что Зуевич имел возможность обратиться в отделение ЗРУЖО с заявлением о принятии его на учет в период прохождения военной службы. В целом, право на получение жилого помещения для постоянного проживания возникло у него в результате искусственного затягивания процедуры исключения военнослужащего из списков личного состава части. Даже после получения Зуевичем документов, перечисленных в п. 3 Правил, до представления их вместе с заявлением в ЗРУЖО прошло более полутора месяцев.

Так как Зуевич обратился в отделение ЗРУЖО с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после утраты им статуса военнослужащего, решение должностного лица с отказом в принятии его на такой учет, требованиям законодательства не противоречило.

Ошибочная ссылка в оспариваемом решении начальника отделения ЗРУЖО на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в данном случае не может служить формальным основанием к его отмене, поскольку на день его принятия представленные Зуевичем документы не подтверждали его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Вопреки указанию в апелляционной жалобе, соблюдение процедуры подачи документов для принятия решения о постановке на жилищный учет является одним из условий реализации военнослужащим права на получение жилого помещения.

Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что из представленных по запросу суда командиром войсковой части 81430 документов следует, что в … года Зуевич был включен в реестр участников ипотечно-накопительной системы. В связи с увольнением с военной службы заявитель был представлен к исключению из этого реестра лишь в … года.

Тем самым, являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, заявитель в силу п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не вправе был претендовать на получение жилого помещения в иной форме, предусмотренной абзацем 12 п. 1 ст. 15 названого Федерального закона.

Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение Псковского гарнизонного военного суда от 23 января 2015 года по заявлению в интересах старшего лейтенанта запаса Зуевича Дмитрия Петровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя – без удовлетворения.

33-213/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ЗУЕВИЧ Дмитрий Петрович
Другие
Начальник Псковского отделения ФГКУ "Западрегионжильё" МО РФ
Руководитель ФКУ "УФО МО РФ по Санкт-Петербургу, Лен.области и Республике Карелия"
Карпухин Сергей Васильевич
Суд
1-ый Западный окружной военный суд
Судья
Басов Андрей Иванович
09.04.2015[Гр.] Судебное заседание
28.04.2015[Гр.] Судебное заседание
29.04.2015[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2015[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее