Дело№2-66/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2017 г. г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханск) в составе председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
при секретаре Рудометовой И.И.,
с участием представителя истца- помощника прокурора Сидорова И.М.,
представителя ответчика ФКУ КП-39 Матвеичевой М.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю», Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействие незаконным, возложении обязанности устранить нарушения, о возложении обязанности обеспечить финансирование и выделение денежных средств для устранения нарушений,
установил:
Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском с учетом уточненных требований к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю» (далее ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействие ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю по приобретению и установке резервного автомномного источника питания, дизель-генератора незаконным, возложении обязанности приобрести и установить резервный автономный источник питания, о возложении обязанности обеспечить финансирование и выделение денежных средств для приобретения и установки резервного автономного источника питания. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения законности в деятельности администрации ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, установлено, что в учреждении отсутствует дизель-генератор, из-за, отсутствия которого могут, быть нарушены интересы сотрудников и осужденных, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации, а также совершения террористического акта, в том числе права граждан на пользование теплом, водоснабжением в полном объеме, парализовать работу средств связи, технического контроля, создать угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный ущерб. По существующей схеме электроснабжения электроснабжающая организация ОАО «Пермская энергосбытовая компания» не гарантирует бесперебойной подачи электроэнергии при возникновении внерегламентных отключений по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо при повреждении оборудования, в том числе в результате стихийных явлений.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявленное
;требование по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю Матвеичева М.А. действующая на основании доверенности в судебном заседании просила в иске отказать по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, в дополнении пояснив, что на сегодняшний день потребность ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю в резервном источнике питания не имеется. Учреждение обеспечено резервным источником питания- дизель-генератором, что подтверждается актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанный источник питания находится на территории ФКУ КП-39 ГУФСИН России по <адрес>, его установка и подключение будет произведена в ближайшее время с помощью подрядчика с привлечением сторонней организации за счет средств ДБФ.
Представитель ответчика - ГУФСИН по Пермскому краю и ФСИН России Горбунова Л.Д. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила возражения на иск, в которых указала, что исковые требования не признают, поскольку ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю имеет в собственности дизель- генератор необходимой мощности, истцом ни чем не мотивировано возложение на Главное управление, ФСИН обязанности по установке дизель- генератора, соответствующих полномочий на ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН не возложено. просила отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные
требования подлежащими частичному удовлетворению.
Материалами дела установлено следующее.
Между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю заключен государственный контракт за № на поставку электроэнергии, в соответствии с п.7.9 которого заказчик обязан в установленном порядке обеспечить наличие двух независимых взаимно резервирующих источников питания, обеспечивающих сохранение напряжения в послеаварийном режиме на одном источнике при исчезновении его на другом источнике либо /или/обеспечивающие его автоматическое восстановление при нарушении электроснабжения одного из источников питания, задействовать резервные источники питания (при их наличии), предусмотренные его категорией надежности
Вышеуказанным договором затрагиваются интересы третьих лиц, а именно граждан-потребителей, находящихся в исправительной колонии, а также сотрудников колонии, работающих в данном учреждении, то есть граждане, использующие электроэнергию для бытового потребления.
1 Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору электроснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединению сети. При этом качество, количество, оплата, права и обязанности по такому договору регулируются ст.ст.541-547 ГК РФ и иными правовыми актами или по соглашению сторон. Поэтому положения договора на электроснабжение, заключенного между следственным изолятором и ОАО «Пермская энергосбытовая компания» затрагивает интересы граждан РФ.
В соответствии со ст. 309 УК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.
Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения законности в деятельности администрации Федерального казенного учреждения ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю, в ходе которой установлено, что в учреждении в случае прекращения неподачи электрической энергии отсутствует автономный источник питания, который мог бы бесперебойно осуществлять поставку электрической энергии для осуществления охраны и жизнедеятельности учреждения.
Результаты проверки были доведены до руководства учреждения, ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии с распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за учреждениями ГУФСИН России по <адрес>» ФКУ КП-39 ГУФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ передана дизель генераторная установка тип D.2.1, что подтверждается актом № о приеме передаче объектов нефинансовых активов.
Поскольку на момент рассмотрения дела ФКУ КП-39 ГУФСИН России по <адрес> приобрело дизель генераторную установку типа D.2.1, оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействий ФКУ КП-39 ГУФСИН России по <адрес> незаконными по приобретению резервного автономного источника питания дизель-генератора не имеется.
Вместе с тем, судом установлено, что должных мер к установке дизель-генератора администрация ФКУ КП-39 ГУФСИН России по <адрес> должных мер не принимает.
В соответствии с требованиями ст.ст.1,3 Федерального закона за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципа законности, гуманизма, уважения прав человека, а правовую основу ее деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации: В соответствии со статьей 13 вышеуказанного закона обязанностью учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, являются: обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создание условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» за № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать, проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» за № от ДД.ММ.ГГГГ в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений, для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Согласно ч.3 ст.543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии п.п. 113 и 114 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакция от ДД.ММ.ГГГГ), резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора от первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы относятся к первой категории электроприемников, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Такие электроприемники в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ указанных Правил в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно-резервирующих -источников питания и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В соответствии с требованиями п.4 Приложения № Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» за № от ДД.ММ.ГГГГ ограничение режима потребления исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, тюрем ниже уровня аварийной брони не допускается.
Из-за не установки резервного источника питания в исправительной колонии интересы потребителей - сотрудников и лиц, отбывающих наказание, в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены, в том числе права граждан на пользование тепло, - водоснабжения в полном объеме, парализовать работу средств связи, технического контроля, создал угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный ущерб.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств в совокупности суд считает установленным факт неисполнения обязательных требований по электроснабжению ФКУ КП-39, на котором лежит обязанность по выполнению мероприятий по установке автономного источника питания.
Согласно п. 4.1. Устава ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю управление Учреждением осуществляет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и руководство Учреждения (начальник, его заместители).
ФСИН России в отношении Учреждения осуществляет контроль деятельности Учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества (п. 4.2. Устава). ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении Учреждения осущствляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утверждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений; контроль использования закрепленного за Учреждением имущества (п. 4.3. Устава).
В силу п. 5.8. Устава ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю источником финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.12. Устава ФКУ КП-39 ГУФСИН России по Пермскому краю при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности денежных средств или имущества, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определен их полный исчерпывающий перечень. ГУФСИП России по Пермскому краю к указанным органам не относится, является территориальным органом уголовно-исполнительной системы, созданным для осуществления задач и функции в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в УИС.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности пo денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений. В силу п.п. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет ФСИН России.
На основании изложенного, на ГУФСИН России по Пермскому краю не может быть возложена обязанность обеспечить финансирование и выделение денежных средств для установки резервного автономного источника питания, в связи с чем суд считает требования прокурора в данной части необоснованными и противоречащими нормам ст. 210 ГК РФ, и не подлежащими удовлетворению.
Обязанность по обеспечению ФКУ КП-39 финансированием и выделением денежных для проведения необходимых мероприятий по установке резервного автономного источника питания следует возложить на ФСИН России как собственника имущества и распорядителя бюджет средств, в виду недостаточности у Учреждения КП-39 денежных средств.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю» по установке резервного источника питания, дизель-генератора.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю в девятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить резервный автономный источник питания дизель-генератор.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России при недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю обеспечить финансирование и выделение денежных средств для установки резервного автономного источника питания дизель-генератора Федеральным казенным учреждением «Колония-поселение № 39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю.
Отказать Пермскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие Федеральным казенным учреждением «Колония-поселение № 39» Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю по приобретению резервного автономного источника питания, возложении на Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России обязанности обеспечить финансирование и выделение денежных средств для приобретения резервного автономного источника питания дизель-генератора Федеральным казенным учреждением «Колония-поселение № 39», возложении на Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю обеспечить финансирование и выделение денежных средств для установки резервного автономного источника питания дизель-генератора Федеральным казенным учреждением «Колония-поселение № 39».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Томилина