Дело № Председательствующий – судья ФИО3
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
19 января 2017 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО3,
судей ФИО3 и ФИО3,
при секретаре ФИО3
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Судебного департамента в <адрес> и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом(далее ТУ Росимущества в РИ) в <адрес> о признании права собственности
по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в РИ на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым требования истца удовлетворены.
Заслушав доклад судьи ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором указывает, что согласно условиям договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № ей, как федеральному судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение общей площадью 80,65 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон 8-й,<адрес>.
При обращении в Управление Судебного департамента в <адрес> и ТУ Росимуществав <адрес> с заявлением о передаче в соответствиис Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» указанного жилого помещения и земельного участка ей в собственность истец получила отказ.
ФИО3 просила суд признать за ней право собственности на жилое помещение общей площадью 80,65 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон 8-й, <адрес>., обязать ТУ Росимущества в <адрес> предоставить ей в собственность данное жилое помещение, прекратить зарегистрированное право Управления Судебного департамента в <адрес> оперативного управления указанным жилым помещением, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> аннулировать в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество запись оправе Управления Судебного департамента в <адрес> оперативного управления вышеназванным жилым помещением.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления Судебного департамента в <адрес>АлбаковA.M., представитель ТУ Росимущества в <адрес>ФИО3 и представитель Росреестра по <адрес> ФИО3 оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Судом принято решение об удовлетворении требований истца.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в <адрес>, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить оспоренный судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав объяснения представителя ТУ Росимущества в <адрес> ФИО3, поддержавшего жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что Управление Судебного департамента в <адрес> передает ФИО3 в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в Государственной собственности, общей площадью 80,65 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон 8-й, <адрес>.
Из письма ТУРосимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ХА-1/161 следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджетена соответствующий год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. У территориального управленияРосимущества в <адрес> нет оснований для передачи по договору приватизации в собственность указанной квартиры.
Согласно письму Управления Судебного департамента в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № квартира общей площадью 80,65 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, микрорайон 8-й, <адрес>, является собственностью Российской Федерации и закреплено за управлением на праве оперативного управления. Решение о передаче по договору приватизации данного жилого помещения может быть принято только ТУРосимущества в <адрес>.
Так, согласно п. 3 ст. 19 Закона «О статусе судей в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Пунктом 2 ст. 14 ФЗ Российской Федерации № 122-ФЗ вышеуказанный пункт ст. 19 «О статусе судей в РФ» изложен в следующей редакции:
«Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации».
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, возложенных на него федеральным законом, Правительством РФДД.ММ.ГГГГ было издано Постановление N 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 г.» Согласно п. 1 указанного постановления Правительства РФ ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 <адрес> РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду РФ. Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГг. № и от ДД.ММ.ГГГГ № Правительство РФ пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 г.г.
Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.
По смыслу положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", прежде всего его статьи 5, Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе.В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Эти вопросы - поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем - не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение п. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.
Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П положение пункта 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьями 118, 120 (ч.1) и ст. 124.
Этим же постановлением на федерального законодателя возложена обязанность надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с действующим правовым регулированием. По смыслу ст. 4 Конституции РФ, закрепляющей принцип верховенства закона, в системном единстве с положениями ее статей 114 (п. «ж» ч. 1) и 115 (ч.1) и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (ст. ст. 2 и 3), предписывающими Правительству Российской Федерации осуществлять нормотворческие полномочия на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми законодатель делегирует Правительству РФ те или иные полномочия.
Иное означало бы, что законодатель может передать Правительству РФ неопределенные по объему полномочия, а Правительство РФ — реализовать их произвольным образом, чем нарушался бы принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). При этом предметом делегирования во всяком случае может быть нормотворчество по тем вопросам, регулирование которых в соответствие с Конституцией РФ относится к исключительной прерогативе законодателя.
Законодательно до настоящего времени не установлен однозначный порядок обеспечения судей жилыми помещениями и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» предусмотрено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду РФ,.. . Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей,.. . используются этими органами на приобретение строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду РФ.
Виды жилых помещений, отнесенных к специализированному Жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом РФ, которым такжеустановлено, что служебные жилищные помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Из анализа положений ЖК РФ в контексте с Законом «О статусе судей РФ» можно сделать вывод о том, что в отношении судей, как единственных носителей судебной власти в РФ, действуют специальные нормы Закона, не предусматривающие возможность отношения жилья, выделяемого судьям, к специализированному жилищному фонду и заключения с ними договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право, пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность, либо собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО3 к Управлению Судебного департамента в <адрес> и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи