Решение по делу № 2-2918/2016 от 03.03.2016

Дело №2-2918/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2016 года г.Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Хертек С.Б., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора, с участием представителя истца Ховалыг Д.С.,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявления указано, что судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва исполнительного сбора в размере рублей по исполнительному производству от 18 июня 2015 года за -ИП по заявлению С.. Согласно бюджетной росписи Минтруда РТ на 2016 год всего на выплату доплаты к пенсии в 2016 году предусмотрено рублей. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии выплачивается Минтрудом Республики Тыва после перечисления Министерством финансов Республики Тыва денежных средств из республиканского бюджета на выплату доплаты Минтруду Республики Тыва. Минтрудом Республики Тыва были направлены заявки от 23 марта 2015 года №1585, от 05 мая 2015 года №2625, 04 июня 2015 года №3402, 08 июля 2015 года №4254, 06 октября 2015 года №7332, 11 ноября 2015 года №8310, 20 ноября 2015 года №8524, 20 января 2016 года №203 (прилагаются) в Министерство финансов Республики Тыва о дополнительном финансировании из средств республиканского бюджета на погашение задолженности по исполнительным листам, в том числе С. Также направлено письмо на имя Главы Республики Тыва от 25 февраля 2016 года №754. До настоящего времени, в связи с дефицитом средств республиканского бюджета, финансирование на выплату доплаты к трудовой пенсии не осуществлено. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не предусматривает возможности освобождения должника от уплаты исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем. Единственным основанием, когда судебный пристав-исполнитель не может взыскать исполнительский сбор, является наличие непреодолимой силы. Таким образом, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в силу действия третьих лиц, не имеет возможности исполнить в срок решение суда, следовательно у Министерства труда и социальной политики Республики Тыва отсутствует виновные действия, что позволяет освободить Минтруд РТ от штрафных санкций в виде исполнительного сбора. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 26 февраля 2016 года в размере рублей; приостановить исполнительное производство до рассмотрения настоящего заявления.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Ховалыг Д.С., действующая по доверенности, исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без их участия.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.11 и ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании исполнительного листа № ФС 002752766 от 05 июня 2015 года, выданного Кызылским городским судом по делу №2-2731/15, вступившему в законную силу 05 июня 2015 года, на основании которого Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, начиная с 01 февраля 2015 года обязано возобновить начисление и выплату С. ежемесячной доплаты к государственной пенсии, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года за №205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

26 февраля 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва исполнительского сбора в размере рублей.

Действия судебного пристава-исполнителя осуществлены в рамкахвозбужденного исполнительногопроизводства,в пределах полномочий, предоставленных емуФедеральным Законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», и законность данного действия в настоящем случае заявителем не оспаривается.

Вместе с тем, согласно ч.6 и ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Истец в обоснование своих требований указывает на то, что у него отсутствуют виновные действия, так как исполнение решения будет возможно после перечисления финансовых средств Минфином Республики Тыва Минтруду Республики Тыва.

В материалы дела истцом представлены письма министра труда и социальной политики Республики Тыва в адрес министра финансов Республики Тыва от 04 июня 2015 года за №3402 в котором просит профинансировать средства республиканского бюджета на выплату задолженности по исполнительным документам и на текущие выплаты с февраля по июнь текущего года, оставшуюся сумму в размере 6634000 рублей.

Согласно письму Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 05 мая 2015 года за №2625 на имя министра финансов Республики Тыва, в котором в том числе указано, что в соответствии с поступившими исполнительными листами выплачена задолженность по доплате 26 взыскателям, из них 25 лицам возобновлена выплата ежемесячной доплаты: в 2014 году 9 лицам, в том числе и С. на общую сумму рублей, 8 из них была возобновлена выплата доплаты в сумме 50, 1 тысяч рублей в месяц. Для оплаты кредиторской задолженности по доплате к пенсии за период с 2012 года по 2015 года по исполнительным листам потребуется финансовых средств в сумме 10213,9 тысяч рублей.

Согласно письму от 08 июля 2015 года за №4254 на имя министра финансов Республики Тыва указано о потребности на выплаты доплат к трудовой пенсии на 2016 год в размере 6142,0 тыс. рублей.

Согласно письму на имя министра финансов Республики Тыва от 20 ноября 2015 года за №8524, в котором указано, что не согласны с протоколом согласования проектных данных республиканского бюджета по Министерству труда и социальной политики Республики Тыва на 2016 года в части предусмотренных средств на доплату к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Тыва. По расчетам на 2016 год потребность в части доплат к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Республики Тыва составила 28073,7 тыс. рублей.

Согласно письму от 10 октября 2015 года за №7332 на имя министра финансов Республики Тыва указано о потребности на выплаты доплат к трудовой пенсии на 2016 год в размере 10865,9 тыс. рублей.

Согласно письму от 11 ноября 2015 года за №8310 на имя министра финансов Республики Тыва указано о потребности на выплаты доплат к трудовой пенсии на 2016 год в размере 29,6 млн. рублей.

Согласно письму министра труда и социальной политики Республики Тыва обратилось к и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Тыва – министру финансов Республики Тыва от 20 января 2016 года за №203, в котором просит профинансировать средства республиканского бюджета на выплату ежемесячной выплаты к трудовой пенсии в январе 2016 года в сумме рублей.

Согласно письму министра труда и социальной политики Республики Тыва, адресованное Главе-Председателю Правительства Республики Тыва от 25 февраля 2016 года №154 в котором в том числе указано о том, что в связи с образовавшейся задолженностью по доплате к трудовой пенсии не выплачена текущая ежемесячная выплата 35 получателям за январь-февраль 2015 года в сумме 497,4 тысяч рублей, а также прост разрешить Министерству финансов Республики Тыва профинансировать средства на выплату доплаты в сумме 6502,4 тыс.рублей на выплату долгов по исполнительным документам.

08 февраля 2016 года заместителем министра финансов Республики Тыва дана информация по параметрам республиканского бюджета на 2016 год.

Таким образом, судом установлено, что истцом были предприняты действия, направленные на исполнение решения суда по выплате задолженности по доплатам к государственной пенсии по старости, решение суда и требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены по объективным причинам, в связи с отсутствием финансирования на погашение кредиторской задолженности по исполнительным документам, то есть виновных действий по неисполнению истцом не допускалось, поэтому имеются основания для освобождения Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем его требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва от 26 февраля 2016 года по исполнительному производству -ИП в отношении должникаМинистерства труда и социальной политики Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2016 года.

Судья С.Б. Хертек

Копия верна: судья С.Б. Хертек

2-2918/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минтруд по РТ
Ответчики
УФССП России по РТ
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Передача материалов судье
08.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2016Судебное заседание
04.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее