Дело № 2-482/16
Решение в окончательной форме изготовлено 18 января 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2016 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кигана С.В.,
при секретаре Федун Н.В.,
с участием представителя истца Городиловой С.С.,
представителя ответчика и третьего лица Павловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Мурманска средняя общеобразовательная школа №38 об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Мурманска средняя общеобразовательная школа №38 об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска по заданию прокуратуры Мурманской области в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении проверки антитеррористической защищенности социально-значимых объектов, проведена проверка исполнения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города Мурманска средняя общеобразовательная школа №38 (далее МБОУ г. Мурманска СОШ №38, Учреждение) законодательства в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Ссылаясь на требования Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, а также на положения Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании», указывает, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательным для выполнения требованием. Обращает внимание, что отсутствие финансовой возможности на выполнение указанных требований законодательства не может являться основанием для отказа в установке видеонаблюдения. Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение приведенных норм закона в МБОУ г. Мурманска СОШ №38 система видеонаблюдения отсутствует.
С учетом изложенного просит обязать ответчика оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2016 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска Городилова С.С. заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ г. Мурманска СОШ №38 Павлова Е.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, однако просила установить срок выполнения работ по установке системы видеонаблюдения до 01 сентября 2017 года.
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации города Мурманска – Павлова Е.Н. в судебном заседании дала пояснения, аналогичные письменному отзыву на иск, в котором указано на частичное согласие с иском, считает, что исполнить решение суда в срок, указанный прокурором - до 01.09.2016 не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на эти цели, так как план текущего ремонта образовательных учреждений на 2016 год сформирован. Обратила внимание, что в рамках муниципальной программы города Мурманска «Развитие образования на 2014-2018 годы» запланировано осуществление мероприятий по установке систем видеонаблюдения во всех образовательных учреждениях комитета по образованию администрации города Мурманска. Финансирование мероприятий по установке систем видеонаблюдения во всех образовательных учреждениях г. Мурманска осуществляется за счет средств местного бюджета. Программой установлены периоды реализации целей и задач, а также объем финансирования из бюджета. Работы по установке системы видеонаблюдения в МБОУ г. Мурманска СОШ №38 включены в муниципальную программу города Мурманска и будут запланированы к выполнению в срок до 01.09.2017. С учетом изложенного, просила установить срок для выполнения указанных работ до 01 сентября 2017 года.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Как усматривается из искового заявления, прокурором заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – несовершеннолетних воспитанников их родителей и работников образовательного учреждения, на обеспечение их безопасности, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Таким образом, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов указанной категории лиц.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно требованиям ст. 1, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В статье 5 Закона о противодействии терроризму определены организационные основы противодействия терроризму, в частности в пункте 2 названной статьи Закона указано, что обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, в соответствии с которыми, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проведена проверка законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Мурманска средняя общеобразовательная школа №38.
В ходе проверки установлено, что в здании МБОУ г. Мурманска СОШ №38 по адресу: <адрес> отсутствует система видеонаблюдения, что не соответствует требованиям пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272. При этом, как следует из ответа Учреждения на требование прокурора, здание школы оснащено кнопкой экстренного вызова и прямой связью с правоохранительными органами (АСПИ «Ахтуба»), на первом этаже с центрального входа осуществляется постоянное дежурство ООО ***, здание школы оборудовано системой пожарной охранной сигнализации (л.д.10).
Из указанного письма также следует, что начиная с 2012 года, администрация МБОУ г. Мурманска СОШ №38 ежегодно направляет в Комитет по образованию администрации г. Мурманска заявки на включение в план текущего ремонта оснащение Учреждения системой видеонаблюдения.
По сведениям Комитета по образованию администрации г. Мурманска в связи с предельными объемами финансирования, утвержденными Комитету по образованию на 2016 год, план текущего ремонта образовательных учреждений на 2016 год сформирован, работы по установке системы видеонаблюдения не включены в план текущего ремонта на 2016 год. Указанные работы в Комитета по образованию администрации г. Мурманска включены в муниципальную программу города Мурманска «Развитие образования на 2014-2018 годы» и будут запланированы к выполнению в срок до 01.09.2017.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в МБОУ г. Мурманска СОШ №38, которое является образовательным учреждением города с массовым пребыванием граждан, в нарушение вышеуказанных норм права отсутствует система видеонаблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья учащихся.
Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Поскольку осуществление деятельности МБОУ г. Мурманска СОШ №38 в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Таким образом, заявленное прокурором требование о возложении на ответчика обязанности обеспечить выполнение работ по оборудованию здания образовательной организации системой видеонаблюдения суд считает подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица просила установить срок для устранения выявленных нарушений до 01.09.2017, указав на то, что в настоящее время бюджет на 2016 год сформирован и данные расходы не включены в перечень работ на 2016 год, работы по установке системы видеонаблюдения в МБОУ г. Мурманска СОШ №38 включены в муниципальную программу города Мурманска «Развитие образования на 2014-2018 годы» и будут запланированы к выполнению в срок до 01.09.2017.
Учитывая, что работы по установке системы видеонаблюдения в МБОУ г. Мурманска СОШ №38 запланированы на 2017 год, принимая во внимание отсутствие финансирования указанных работ в 2016 году, тогда как решение суда должно во всяком случае удовлетворять критерию исполнимости, суд считает возможным установить срок для выполнения работ по установке в образовательном учреждении системы видеонаблюдения в срок до 31 марта 2017 года. При этом суд учитывает, что в настоящее время ответчиком проведены определенные мероприятия в целях противодействия терроризму и экстремистской деятельности в здании МБОУ г. Мурманска СОШ №38: во время образовательного процесса осуществляется физическая охрана жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения сотрудниками ООО *** согласно заключенному договору, в учреждении организовано дежурство сторожей согласно графику, здание оснащено системой тревожной сигнализации, при помощи которой тревожный сигнал передается на пульт дежурной части органов внутренних дел, заключены договоры на обслуживание тревожной кнопки и выезд наряда сотрудников ФГКУ «УВО УМВД РФ по Мурманской области».
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика взыскивается государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №38 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №38 ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №38 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░