Дело № 2-275/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» января 2012 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Н.Б. Зубаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Т» об обязании получить разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на эксплуатируемую котельную №..., расположенную по адресу: **********,
У С Т А Н О В И Л:
П. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Т» (далее ООО «Т») об обязании получить разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на эксплуатируемую котельную №..., расположенную по адресу: **********.
В обоснование иска указав, что П. проведена проверка соблюдения ООО «Т» требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства об охране атмосферного воздуха.
По результатам проверки установлено, что договором аренды недвижимого имущества №...**** от **.**.**, в целях обеспечения потребителей услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения "К" во временное владение и пользование предприятию ООО «Т» переданы объекты недвижимости, в том числе котельная №..., расположенная по адресу: **********
В ходе эксплуатации данного стационарного источника - котельной, осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при этом Общество не имеет оформленный в установленном законом порядке проект предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) и полученное в установленном законом порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (срок действия разрешения №... от **.**.** закончился **.**.**).
Основными технологическими операциями, связанными с выделением (выбросом) загрязняющих веществ в атмосферу, является сжигание топлива. Перечень загрязняющих веществ и его количественные показатели, являющиеся неотъемлемой частью разрешения на выбросы (полученного предприятием ООО «Т» **.**.**.) и утвержденные на весь срок его действия, свидетельствуют о неизменности производственного процесса при эксплуатации Обществом стационарного источника выбросов загрязняющих веществ (котельной №..., расположенной по адресу: ********** **********). Следовательно, Обществом при эксплуатации котельной №... по настоящее время осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух таких как: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, железа оксид, марганец и его соединения, углеводороды и сажа.
Согласно информации, представленной "Р" №... от **.**.**, предприятию ООО «Т» разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на новый срок не выдавалось, нормативы допустимых выбросов не устанавливались.
Материалами проведенной П. проверки установлено, что в нарушение законодательства об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха предприятием ООО «Т» не обеспечено соблюдение правил охраны атмосферного воздуха, с **.**.** и по настоящее время осуществляется эксплуатация стационарного источника предприятия (котельной №..., расположенной по адресу: ********** **********) в условиях отсутствия оформленного в установленном законом порядке проекта предельно допустимых выбросов, а так же в условиях отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Факт нарушения предприятием ООО «Т» требований ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» подтверждается: предостережением №... от **.**.**, объяснением **** предприятия от **.**.**, информациями "Р" №... от **.**.** и №... от **.**.**, и иными материалами проведенной проверки.
Таким образом, эксплуатация стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно котельной №..., осуществляется ООО «Т» с нарушением норм природоохранного законодательства, что в свою очередь влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Истец просит обязать ответчика:
- в срок до **.**.** произвести инвентаризацию загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации стационарного источника предприятия - котельной №..., расположенной по адресу: **********
- в срок до **.**.** утвердить проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно котельной №..., расположенной по адресу: **********
- в срок до **.**.** обратиться с заявлением "Р" о предоставлении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарного источника (котельной №...), эксплуатируемого Обществом, расположенного по адресу: **********
В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Макарова Н.С. поддержала исковые требования, уточнив срок исполнения требования №... в срок до **.**.**, дала соответствующие пояснения.
Представитель ответчика – **** ООО «Т» Родинский О.А., действующий на основании приказа №... от **.**.**, исковые требования не признал. Суду пояснил, что **.**.** ООО «Т» заключен договор с ООО «"Г"» о разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух. В настоящее время данный проект находится на согласовании в "Р", и после согласования в "Р" будет направлено заявление о предоставлении разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Соответствующая работа ведется.
Представитель третьего лица "Р" в судебном заседании не участвовал о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представили письменный отзыв (л.д.28-29), в котором исковые требования поддержали.
Заслушав пояснения помощника прокурора, объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно требованиям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 34 вышеуказанного Закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №183 от 02.03.2000 (ред. №351 от 22.04.2009) утверждено Положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В соответствии с п. 6 Положения, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно п. 9 Положения предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с требованиям ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекты Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу пунктов 5.1.14. и 5.3.15. «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №400 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 №210) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в том числе полномочия в сфере деятельности за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); а так же выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), в том числе на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Порядок, сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду определены Административным регламентом Ростехнадзора «По исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 288 от 31.10.2008 г. (в ред. от 20.05.2010 №173).
Согласно п. 4.1 Административного регламента, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю: в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу основными видами деятельности предприятия ООО «Т» является осуществление полного комплекса строительных, строительно-монтажных, изыскательских, ремонтных и ремонтно-реставрационных работ, включая проектирование, реконструкцию и техперевооружение, проектные работы по восстановлению зданий и сооружений; осуществление ремонтов и эксплуатации тепловых сетей, энергетических и котельных установок; и др.
В настоящее время предприятием ООО «Т» не обеспечено соблюдение правил охраны атмосферного воздуха, со **.**.** осуществляется эксплуатация стационарного источника предприятия (котельной №..., расположенной по адресу: ********** **********) в условиях отсутствия оформленного в установленном законом порядке проекта предельно допустимых выбросов, а так же в условиях отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Факт нарушения ответчиком требований ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» подтверждается: предостережением №... от **.**.** (л.д. 16), объяснением **** предприятия от **.**.** (л.д.18), информацией "Р" №... от **.**.** и №... от **.**.** (л.д.19-20).
Таким образом, судом установлено, что эксплуатация стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно котельной №..., расположенной по адресу: ********** осуществляется ООО «Т» с нарушением норм природоохранного законодательства, что в свою очередь влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Из исследованных материалов дела суд приходит к выводу, что требования П. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 88,89, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета **** в размере **** рублей.
В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Т»:
- в срок до **.**.**. произвести инвентаризацию загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации стационарного источника предприятия - котельной №..., расположенной по адресу: **********
- в срок до **.**.**. утвердить проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно котельной №..., расположенной по адресу: **********
-в срок до **.**.**. обратиться с заявлением "Р" о предоставлении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарного источника (котельной №...), эксплуатируемого Обществом, расположенного по адресу: **********
Взыскать с ООО «Т» в доход бюджета **** расходы по государственной пошлине в размере **** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 1 месяца с момента вынесения решения.
Председательствующий судья М.В. Гусарова