2а-1188/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2016 года п. Сусанино
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области к УФССП России по Костромской области, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Сусанинского муниципального района Костромской области в лице представителя по доверенности С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Костромской области, судебному приставу - исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Требования мотивированы тем, решением Буйского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования прокурора Сусанинского района в интересах Розмахова В.В. к администрации Сусанинского муниципального района о предоставлении специализированного жилого помещения. Указанное решение суда вступило в законную силу, был выдан исполнительный лист, который был направлен для принудительного исполнения в ОСП по Сусанинскому району УФССП по Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было передано в МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области. Впоследствии в адрес администрации поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства исходя из следующих обстоятельств. На момент рассмотрения гражданского дела, вступления решения суда в законную силу и возбуждения исполнительного производства и взыскания исполнительского сбора в бюджете Костромской области субвенции на осуществления переданных полномочий Сусанинскому муниципальному району предусмотрены не были. Администрация района неоднократно обращалась в различные органы государственной власти Костромской области с просьбой разъяснить механизм реализации переданных полномочий, но однозначного ответа не было. ДД.ММ.ГГГГ информация о необходимости предоставления жилого помещения Розмахову В.К. направлялась в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области. В настоящее время у администрации района, в связи с изменениями ДД.ММ.ГГГГ в областной бюджет о предоставлении Сусанинскому муниципальному району субвенций в размере 980 тыс. руб. появилась возможность для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в план-график и подготовлена документация об аукционе. По результатам аукциона будет заключен муниципальный контракт, после заключения которого будет необходимо проведение регистрации права муниципальной собственности на приобретенное жилое помещение (не менее 10 рабочих дней). Соответственно, невозможность исполнения решения суда объективно обусловлена исключительными обстоятельствами, не зависящими от администрации, о которых она не имела возможности сообщить судебному приставу - исполнителю в связи с поздним поступлением в их адрес сведений о принятии исполнительного производства к исполнению МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области (ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С. требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Пояснила, что на момент вынесения решения суда и в настоящее время свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда не имеется. После возбуждения исполнительного производства ОСП по Сусанинскому району УФССП по Костромской области она в устной форме сообщала судебному приставу - исполнителю о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав - исполнитель Тощева О.Н. сообщила ей, что исполнительное производство будет передано в МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, поэтому все объяснения необходимо будет направлять туда. Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, поэтому она не направляла судебному приставу - исполнителю объяснений, обратилась в суд с настоящим заявлением. Законность постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ она не оспаривает, считает, что имеются объективные обстоятельства, по которым администрация не смогла исполнить решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения. После предоставления субвенций администрация производит все необходимые процедуры, предусмотренные законом и которые занимают определенное время, для того, чтобы приобрести жилое помещение.
Административный ответчик судебный пристав - исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Коннова К.Е. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила дело рассматривать в ее отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Представитель административного ответчика УФССП России по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в отсутствие представителя, в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, обозрев материал №, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1,2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Буйского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Розмахова В.К. к администрации Сусанинского муниципального района Костромской области о предоставлении специализированного жилого помещения были удовлетворены.
На администрацию Сусанинского района Костромской области возложена обязанность предоставить Розмахову В.К. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Сусанинского муниципального района Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Сусанинского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Сусанинского муниципального района Костромской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда было оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации Сусанинского муниципального района - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОСП по Сусанинскому району УФССП по Костромской области было возбуждено исполнительное производство, установлен срок для добровольного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава - исполнителя ОСП по Сусанинскому району УФССП по Костромской области исполнительное производство было передано в МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации Сусанинского муниципального района Костромской области в размере 50 000 руб., в связи с тем, что должником исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Данное постановление поступило в администрацию ДД.ММ.ГГГГ
Определением Буйского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Сусанинского муниципального района Костромской области было отказано в предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда.
На момент рассмотрения настоящего дела, решение суда должником также не исполнено.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 6,7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодеса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).
По смыслу приведенных правовых норм, разъяснений Верховного суда РФ и правовой позиции Конституционного суда РФ освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что в обоснование уважительных причин в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация ссылается на объективные обстоятельства, которые не позволили ей исполнить решение суда, законность самого постановления о взыскании исполнительского сбора не оспаривается.
В соответствии со ст. 1 Закона Костромской области №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в ред. Закона Костромской области от 25 декабря 2015 года №45-6-ЗКО) администрации Сусанинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ были переданы отдельные государственные полномочия Костромской области по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Свободные жилые помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения у администрации Сусанинского муниципального района отсутствовали на дату вступления решения суда в законную силу отсутствовали, что подтверждается представленной в материалы дела справкой.
Согласно Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как указано в ст. 4 Закона Костромской области №620-5-ЗКО, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность по итогам аукционов в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Законом Костромской области от 18 декабря 2015 года «Об областном бюджете на 2016 год» субвенций бюджету Сусанинского района в ДД.ММ.ГГГГ на осуществление полномочий по обеспечению детей - сирот и приравненных к ним категорий, жилыми помещениями изначально предусмотрено не было. Субвенции были распределены только городским округам.
Из материалов дела следует, что собственными денежными средствами для приобретения жилого помещения Администрация Сусанинского муниципального района не располагала, бюджет района является дотационным, размере дотационности составляет 60,6%. Муниципальный долг на ДД.ММ.ГГГГ составлял 24 млн. 380 тыс. руб.
Администрация Сусанинского района Костромской области направляла в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области информацию о вступившем в законную силу решении суда по обеспечению жилым помещением Розмахова В.К., что подтверждается письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области был направлен запрос о выделении субвенций бюджету Сусанинского муниципального района на приобретение жилого помещения Розмахову В.К.
Субвенции были переданы бюджету Сусанинского района только ДД.ММ.ГГГГ в связи изменениями внесенными в Закон Костромской области от 18 декабря 2015 года «Об областном бюджете на 2016 год» (Закон Костромской области от 26 сентября 2016 года № 138-6-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2016 год»).
Постановлением главы администрации Сусанинского района № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены: Порядок обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, Положение о межведомственной комиссии по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей - сироти и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещением и состав этой комиссии.
В указанном Порядке закреплена процедура по приобретению жилых помещений, которая осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и включает в себя: уведомление Комиссии по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями о получении бюджетных ассигнований, подготовку решения Комиссии с указанием количества, ориентировочной стоимости и сроках приобретения жилых помещений, подготовка аукционной документации в течение 15 рабочих дней, проведение аукциона, регистрация в случае приобретения жилого помещения в Управлении Росреестра, передача жилого помещения в казну района, принятие решения Комиссией в течение 10 рабочих дней о передаче жилого помещения конкретному лицу, подготовка проекта договора найма специализированного жилищного фонда в течение 5 рабочих дней и подписание его сторонами.
Распоряжением главы администрации Сусанинского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден протокол заседания межведомственной комиссии по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого рекомендовано:
отделу строительства, архитектуры и градостроительства администрации Сусанинского муниципального района обеспечить подготовку аукционной документации на приобретение благоустроенной квартиры общей площадью не менее 30 кв.м., на вторичном рынке на территории п. Сусанино в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
специалисту по закупкам МКУ АХС обеспечить проведение аукциона по приобретению вышеуказанного жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Распоряжением главы администрации Сусанинского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план - график закупок для нужд администрации Сусанинского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ должен быть проведен аукцион в электронной форме по приобретению жилого помещения на территории п. Сусанино Сусанинского муниципального района для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сироти и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как пояснила суду представитель административного истца С. после проведения аукциона и оформления жилого помещения в муниципальную собственность, оно будет предоставлено Розмахову В.К.
Следует также учитывать, что согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
На основании ч. 3 ст. 13 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Таким образом, порядок, установленный законом и не зависящий от воли администрации района, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.
Учитывая такие объективные обстоятельства как отсутствие у администрации района свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда и позднее предоставление субвенций бюджету Сусанинского района, тогда как гарантии на жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъекта РФ, а также то, что исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации Сусанинского муниципального района Костромской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом - исполнителем срок. В данном случае имеются объективные обстоятельства, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
В связи с изложенными обстоятельствами, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Освободить Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Конновой К.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Виноградова
Решение суда в окончательной форме принято 26 октября 2016 года.